Другие новости
Аналитика доходности ASIC-майнеров и динамики BTC за сентябрь 2025 года
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Горизонт планирования – один день: новые вызовы в логистике
Экономика
Мировой логистический кризис еще не закончился, но в России эта сфера сейчас оказалась в еще более сложных условиях. Привычные цепочки поставок под угрозой и уже частично не работают, новые еще не разработаны. Почему после заявлений об уходе западных брендов все еще не выросла вакансия в складах? Какие стратегии используют те, кто остался работать в России? Где слабые места в междугородней логистике? Как справляется отрасль? Рассказал Захар Вальков (Radius Group) в специальном материале для РБК Pro.
Уйти быстро – непросто
Предыдущий опыт показывает: процесс ухода компаний с рынка может тянуться годами. Так, например, как это было с Itella (финская транспортно-логистическая компания, ушла из России в декабре 2021, продав свои активы/склады компании Tablogix: она начала поиск покупателей еще в начале 2020 года, но сделка состоялась только спустя полтора года) и Immofinanz Group (австрийская инвесткомпания, ушла из России в декабре 2017 года, продав свои активы/торговые центры компании Fort Group – о своем решении уйти с рынка и продать объекты объявила в 2016 году).
Резкий уход – это всегда большие финансовые и репутационные потери (компании связаны договорными отношениями с сотрудниками, поставщиками, арендными отношениями с торговыми, складскими объектами и т.д.). Поэтому сегодня международные компании берут паузу и просто наблюдают за развитием событий.
На текущий момент мы не наблюдаем высвобождение складских помещений. Также нет информации о разрыве отношений с собственниками складских площадей. Компании-арендаторы заняли выжидательную позицию, а значит и логистика сейчас на паузе.
Но – не для всех. Ряд иностранных игроков подтвердил ведение свой дальнейшей деятельности и развитие на российском рынке. Отечественным же компаниям сейчас мешает активно развиваться экономический кризис, следствием которого являются инфляция и стоимость фондирования. Однако и эти игроки продолжают работать.
Работа без стратегии
Сейчас, в условиях неопределенности, никто из игроков не разрабатывает стратегии. Это будет возможно только тогда, когда завершится спецоперация.
В большей степени логистические операторы и ретейлеры ведут сегодня работу под ручным управлением, а горизонт планирования сузился до одного дня, максимум – недели.
На рынке мы видим несколько стратегий. Часть игроков стремятся оптимизировать складские площади, выстраивают цепочки поставок в режиме just-in-time, стремятся к тому, чтобы не держать лишние помещения. Другие начинают формировать запасы, наращивают мощности, арендуют дополнительные склады и переходят к модели just-in-case («на всякий случай»).
При этом для логистики есть и другие вызовы. Дело в том, что любая «непонятная ситуация» рождает у населения панику и потребность потратить деньги. Продовольственные ретейлеры во второй раз за два года столкнулись с повышенным спросом на крупы, а магазины бытовой техники и электроники (БТиЭ) рапортовали об очередях за электроникой.
При этом всем понятно, что резкий всплеск интереса к покупке отдельных групп товаров – явление временное, поэтому серьезно пересматривать цепочки поставок будет нерентабельно. С fashion-брендами другая ситуация – здесь логистика вообще на паузе: многие из них не разрывая договоры аренды торговых точек предпочли вывезти оттуда товарные остатки на склады.
Неопределенность
Если говорить о междугородней логистике, то самым слабым местом стало ограничение авиаперелетов в южных регионах, из-за чего сроки доставки туда интернет-заказов резко увеличились.
На международном рынке западное направление оказалось практически перекрыто, и слабо верится, что ситуация в ближайшее время резко изменится в лучшую сторону. Вероятно, развитие логистики и складов пойдет в сторону востока – в Казань и Новосибирск. Но делать сейчас конкретные прогнозы и давать сроки очень сложно.
Пока сложно говорить и о развитии логистики в ближайшем будущем. Этот сектор после кратковременного панического всплеска встал на паузу, как и вся российская экономика. Чем и когда все закончится – непонятно. А в условиях неопределенности принимать любые решения – рискованно.
Поэтому в текущей ситуации важно не приумножить свой бизнес, а сохранить действующие контракты и существующих партнеров. Общение всех сторон арендных отношений становится актуальным как никогда. Девелопер должен понимать все варианты развития событий в ретейле, а ретейлер – быть уверенным в позиции собственника относительно будущего объекта и условий аренды.
Если говорить предметно по ситуации с нашим флагманским проектом – индустриальным парком «Южные Врата», там на сегодняшний день введено в эксплуатацию более 550 тыс. м2 складских и производственных помещений класса А и представлено более 20 компаний-резидентов. Это крупные российские и иностранные компании. Вакансия составляет 0%, то есть свободных блоков нет. Нашей управляющей компании не поступало уведомлений от резидентов о прекращении деятельности на территории России, компании ведут свой операционный бизнес в стандартном режиме.
