USD 93.44 ЕВРО 99.58

Оценка ИТ услуг: плюсы и минусы

Аналитика

Оценка ИТ услуг: плюсы и минусы

Экономический спад и развитие внешних облачных сервисов для бизнеса вынесли на передний план тему стоимости ИТ услуг для внутреннего пользователя, которую уже некоторое время обсуждают внутри ИТ сообщества.

«Даже в 80-е и 90-е люди хотели внедрить оплату за ИТ услуги, но не смогли из-за проблем с учетом и по политическим причинам», — говорит Лиса Эриксон-Харрис, директор по исследованиям в Enterprise Management Associates Inc (компания, занимающаяся аналитическими исследованиями с офисом в Булдере, штат Колорадо). По ее мнению облачные вычисления, преимущество которых в учете потребляемых услуг на пользователя, снова возродили эту тему. А экономические проблемы добавили проблеме актуальности.

«Думаю, экономика здесь была даже большим двигателем, чем облака, — продолжает она. – Если честно, ИТ отрасль очень сложна для бухгалтерского учета. Помните, до кризиса доткомов мы очень неосмотрительно расходовали деньги?» Все изменилось, экономика заставила поумерить пыл, а сегодняшние проблемы заставили сфокусироваться на управлении ИТ затратами и этот вопрос оказался в центре внимания.

Речь вовсе не об урезании бюджета на 20%, а о более аналитическом подходе к его расходованию. Вопросы грамотного менеджмента включают контроль над затратами и вложениями.

Например, в системе здравоохранения  Святого Луки, в состав которой входят 11 больниц в Канзас Сити, CIO Дибе Гэш пользуется расчетом стоимости, чтобы показать свои затраты главам бизнес-подразделений и CFO. «Мы производим все расчеты раз в год, — говорит она. – Оцениваем стоимость аппаратной части и софта, а также отчитываемся о том, как технологии используются для создания дохода в биомедицинских и клинических услугах. Как только установлена цена обслуживания одного десктопа, биллинг очень простой – если в больнице стоит 1000 десктопов выставляется счет в размере 1000  определенных стоимостей».

«Это очень быстрый и наглядный инструмент, что нравится нашим CFO, — продолжает она. – Мы перенесли эту модель с уровня инфраструктуры на уровень бизнес приложений. Мы также можем показать стоимость вложений в сетевую инфраструктуру и в управление данными».

Что касается бизнес-подразделениий, «прозрачность затрат очень помогает им принимать решения, — продолжает Гэш. – Если они собираются открывать еще один этаж со 100 компьютерами, то вполне могут рассчитать, сколько это будет стоить, вместе с обслуживанием, поддержкой, расходными материалами и системой хранения данных за каждый год».

Проблемы внедрения схем биллинга за ИТ услуги

Оценка ИТ услуг – довольно сложна, особенно, в разделяемой инфраструктуре, работающей на виртуальных машинах и имеющей множество пользователей, именно это является основной причиной, почему ИТ отделы до сих пор не работают по этой схеме, считают эксперты. Плюс нужно следить за мобильными устройствами.

«Моей главной головной болью сейчас являются мобильные устройства и плата за мобильную связь, — говорит Даглас Минфи, CIO группы компаний Schumacher Group, провайдер ИТ услуг для предприятий скорой помощи и администраторам мед учреждений по всей стране.

«Каждый, кому нужен смартфон или сервис, создает неконтролируемые затраты в нашей ИТ среде, — рассказывает Минфи. – Если это вам нужно, я не буду спрашивать, уверены ли вы в этом, я спрошу, если бы платили за этот сервис сами, посчитали бы вы вложения оправданными и совершили бы их? В 99% случаях люди говорят да».

Но проблема в том, что Минфи не хотел бы бесконтрольно тратить деньги предприятия. «Нам нужно инвестировать в технологии, которые принесут нам наилучший результат, — говорит он. – Но если выставлять счет за все, подразделения начнут смотреть по сторонам». Он не боится, что ИТ сервис заменят на аутсорсера с оплатой за фактическое использование, но бизнес-менеджеры станут слишком скупыми, если выставлять им счет за все их желания.

«Я беспокоюсь, что тогда они не станут использовать технологии из-за их стоимости, — продолжает Минфе. – А это уже задевает качество обслуживания пациента, а не только доллары и центы. С этой точки зрения ИТ подразделение впряжено в усилия по достижению бизнес целей». Кроме того, предоставляя услуги оптом, я могу лучше общаться с вендорами и управлять ценообразованием», считает он.

Как и многие подобные организации, Schumacher начинает автоматизировать процессы, которые пойдут рука об руку с биллингом. «Я бы сказал, что к 2012 году я буду более упорен при бюджетировании», — говорит он. В 2011 году он собирается больше внимания уделить на демонстрацию менеджерам, сколько и на что они тратят, а не просто говорить «это влияет на наш бюджет».

Но политический вопрос остается, считает Эриксон-Харрис. «Это как красная тряпка. С одной стороны, люди понимают, что это необходимо, а с другой – это очень нелегко. И вот здесь демонстрация затрат будет полезным примером».

 

Подготовлено НП «СОДЕЙСТВИЕ»