USD 92.26 ЕВРО 99.71

ГИС на основе Microsoft SharePoint в ОАО «МРСК Волги»

Общество

20.05.13

ГИС на основе Microsoft SharePoint в ОАО «МРСК Волги»

«С помощью информации ГИС потенциальные клиенты компании могут оценить правильность своего решения о выборе источника электрических мощностей».

В результате реализации проекта создана ГИС ОАО «МРСК Волги»: интерактивная
карта с отображением объектов (подстанций) с областями их действия, с уровнем
загрузки и с дополнительной информацией по объектам. На базе SharePoint
сформирована база данных характеристик объектов ОАО «МРСК Волги», их
географического расположения и текущей загрузки. Работать с информацией ГИС ОАО
«МРСК Волги» может любой человек, который зайдет на сайт компании.

Рис. 1. Интерактивная карта текущей загрузки центров питания ОАО
«МРСК Волги»

О заказчике

ОАО «МРСК Волги» – успешно и динамично развивающаяся компания, обеспечивающая
надежное электроснабжение потребителей Среднего Поволжья и Оренбуржья. Компания
занимает лидирующее положение на рынке электросетевых услуг данного
региона.
Зона деятельности ОАО «МРСК Волги» охватывает 7 регионов общей площадью 403
тысячи квадратных километров, на которой проживает более 13 миллионов человек.
Общая протяженность линий электропередачи превышает 223 тысячи километров.
Численность персонала – 21 тысяча человек.
Входит в группу компаний ОАО «Российские сети».

Ситуация

Стандарт раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков
электрической энергии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от
21.01.2004 № 24, в ред. от 04.05.2012, обязывает компании, обеспечивающие
электроснабжение юридических и физических лиц, предоставлять им полную и
достоверную информацию о наличии объема свободной для технологического
присоединения потребителей трансформаторной мощности, с указанием текущего
объема свободной мощности по центрам питания.
Доступность этой информации напрямую влияет на инвестиционный климат регионов,
так как инвесторам необходимо в оперативном режиме оценить имеющиеся на данной
территории свободные мощности и принять оптимальное решение о размещении того
или иного производства.
В связи с этим руководство компании ОАО «МРСК Волги» приняло решение о создании
геоинформационной системы, позволяющей организовать на сайте компании
(www.mrsk-volgi.ru) интерактивную карту с обозначением подстанций, территории
их действия, текущего уровня загрузки, а также технической и контактной
информации. Система должна была поддерживать три основные функции: ввод
информации по объектам, передачу информации на общедоступный сервер компании и
отображение объектов на карте с использованием навигации, удобной для
пользователей веб-сайта.

Решение

Исполнителем проектных работ была выбрана компания «Крона КС», которая уже
выполнила несколько проектов в ОАО «МРСК Волги». К будущей системе
предъявлялись такие требования, как возможность отображать несколько десятков
тысяч объектов, многопользовательский режим, возможность разграничения доступа
к информации – для внутреннего использования и для размещения на сайте. После
тщательного рассмотрения рыночных предложений выбор пал на Microsoft SharePoint
– платформу для создания базы данных об объектах – и ресурс OpenLayers
(OpenStreetMap) в качестве платформы для создания геоинформационных карт.
«В SharePoint реализована тесная интеграция с Active Directory, поэтому
можно быстро наладить автоматический контроль доступа пользователей. В
SharePoint многие полезные функции выполняются автоматически, – например,
формирование списков. В результате, для создания базы данных информации об
объектах не потребовалось никакого дополнительного программирования – требуемая
среда была создана стандартным настроечным аппаратом
SharePoint»,
  – поясняет Влад Беспалько, менеджер по
работе с корпоративными клиентами компании «Крона КС».

Еще одним достоинством SharePoint, по мнению г-на Беспалько, является
возможность ведения истории изменений. В случае возникновения каких-либо
конфликтных ситуаций можно отследить, кем и когда вносились конкретные
изменения.
Помимо этого, между ОАО «МРСК Волги» и Microsoft заключено соглашение о
лицензировании, в рамках которого приобретены, в том числе, и лицензии
SharePoint. Поэтому в случае выбора SharePoint для реализации проекта не
требовалось приобретать дополнительное ПО, а значит, была достигнута
существенная экономия бюджета проекта. Кроме того, использование решения, с
которым ИТ-специалисты работают и хорошо знакомы, позволяло сократить сроки
внедрения.
«Еще один важный аргумент в пользу выбора SharePoint – возможность
разграничения прав доступа. Изначально закладывалось, что часть информации не
должна быть доступна для внешнего пользователя – в частности, данные, которые
используются только сотрудниками для оперативного управления производством.
SharePoint обеспечивает контроль доступа к данным автоматически, без
дополнительного программирования»,
 – рассказывает Сергей
Родионов, начальник отдела прикладного программного обеспечения департамента ИТ
ОАО «МРСК Волги».

Реализация всего проекта заняла 4 месяца. В проекте на 95% используются
стандартные средства SharePoint, и только 5% составляет доля дополнительных
доработок. Фактически, создание базы данных ГИС заключалось в настройке
SharePoint.
Интересной находкой, ценность которой особо отмечают специалисты ОАО «МРСК
Волги», стала кластеризация объектов. Чтобы объекты, расположенные рядом, не
перекрывали друг друга и не сливались в один при низком разрешении карты, на
ней выводится один значок и указывается количество объектов при данном
разрешении. При укрупнении фрагмента карты объекты «рассыпаются» и встают на
нужные места. Это существенно облегчает пользователям работу с картой.
Приказом по ОАО «МРСК Волги» в каждом регионе назначены ответственные за
ведение базы – сотрудники технических служб, которые владеют информацией об
объектах. Они ежемесячно обновляют информацию в карточке каждого объекта. Пока
такой периодичности обновлений достаточно, но при необходимости периодичность
может быть сокращена: SharePoint позволяет выполнять оперативное обновление
сведений.
Кроме внесения данных об объектах, ответственные специалисты отрисовали и
визуализировали в системе территориальные ареалы, на которые распространяются
действия объектов. Сергей Родионов отмечает, что эту работу с легкостью
выполнили технические сотрудники: интерфейс SharePoint продуман и интуитивно
понятен настолько, что пользователи могут начать работу с нуля практически без
предварительного обучения. Сейчас пополнением и актуализацией данных в системе
занимаются 25 специалистов в регионах. При имеющемся количестве объектов – 1700
– эти 25 человек справляются с работой в спокойном режиме.

Преимущества

В результате реализации проекта создана ГИС ОАО «МРСК Волги»: интерактивная
карта с отображением объектов (подстанций) с областями их действия, с уровнем
загрузки и с дополнительной информацией по объектам. На базе SharePoint
сформирована база данных характеристик объектов ОАО «МРСК Волги», их
географического расположения и текущей загрузки. Работать с информацией ГИС ОАО
«МРСК Волги» может любой человек, который зайдет на сайт компании.
«С помощью информации ГИС потенциальные клиенты компании могут оценить
правильность своего решения о выборе источника электрических мощностей. ГИС
обеспечила компании дополнительные выгоды в виде привлечения новых клиентов на
долгосрочной основе, а также возможность равномерного распределения
потребителей по свободным мощностям»,
 – отмечает Дмитрий Агеев,
начальник департамента технологического присоединения.