USD 92.26 ЕВРО 99.71

«Как проверить, перспективен ли стартап? Разработать бизнес план», – мнение Рустама Гильфанова

Экономика

Чтобы запустить стартап, одной идеи крайне мало, для успешного развития проекта важен бизнес-план, который будет строиться на гипотезах, анализе ошибок и успеха, моделировании нестандартных и обыденных ситуаций, определении возможных рисков. Вместе с известным IT-инвестором Рустамом Гильфановым попытаемся разобраться во всех тонкостях создания бизнес-плана для стартапа.

До самого запуска новый проект должен уже отвечать на основные принципы бизнес-планирования. Никто не станет рассматривать стартап без модели развития, так как каждому инвестору важна все же прибыль, если не в краткосрочной, то в долгосрочной перспективе точно. Бизнес-план подразумевает не только подсчет средств, но и баланс ресурсов, а также риски предприятия перед внешними факторами.

Рустам Гильфанов советует во время подготовки стратегии уделять внимание:

  1. Идее. Для начала ее нужно протестировать, проведя маркетинговое исследование. Осуществляется оно для того, чтобы убедиться в правильном позиционировании и уровне востребованности продукта. При составлении бизнес-плана важно изучать один конкретный сегмент рынка, не распыляясь на другие. Универсальность сама по себе вторична, а что действительно необходимо, так это занять правильную нишу. Также целесообразно сделать предположение касательно исхода событий, после чего нужно попробовать выбрать план действий в соответствии с результатом. Такой подход позволит создать для инвестора правильную картину проекта, а для участников группы и основателей – увидеть все риски предприятия.
  2. Потенциалу рынка. Выбрав сегмент, нужно проанализировать свою нишу и ее масштабность, понять, есть ли конкуренты, и если да, то насколько они сильны, разобраться с тем, что есть у них, а чего нет у вас. Также важно ориентироваться на реалии рынка, к примеру, сегодня это коронавирус, который отправил миллионы людей работать дома, а некоторые компании заставил и вовсе сократить персонал и объем производства. Поэтому важно в этот посткоронавирусный период выводить на рынок продукты, которые будут помогать компенсировать потери бизнесу и в будущем, если подобный сценарий жизни повторится вновь.
  3. Финансовой модели. Для инвестора важнее организационного процесса – получение самой прибыли. Для этого необходимо дать ему четкий ответ по поводу сроков окупаемости, примерной прибыльности бизнеса и количества инвестиций на разных этапах развития. Для ответов на эти вопросы нужно построить правильную финансовую модель, которая будет рассматривать рынок максимально консервативно. Стоит всегда учитывать налоги, инфляцию, проценты по кредитам, аренду. Финансовая модель не должна быть рассчитана на краткосрок, лучше на несколько лет, а еще лучше – на 5. Конечно, со временем она будет несколько видоизменяться, подстраиваясь под реалии рынка, но костяк должен быть абсолютен, так как именно на него смотрит инвестор. Не нужно стараться преувеличивать перспективу, подгоняя цифры под ожидания спонсора, так как в будущем это может крайне негативно отразиться на бизнесе и взаимоотношениях. Также не стоит говорить об огромных зарплатах основателей, лучше их всегда маскировать словами «вознаграждение» и «процент». Эти термины всегда размыты, а большие четкие цифры ЗП раздражают.

Такие базовые советы позволят построить максимально структурированный, расширенный, эффективный и реалистичный бизнес-план, который не только поспособствует развитию проекта, но и поможет получить поддержку инвестора.

Краткая биография Рустама Гильфанова

Основатель крупнейшей IT-аутсорсинговой компании – Рустам Гильфанов родился в 1983 году в Пермской области в семье педагога и военного. Сегодня Рустам – один из самых знаковых IT-инвесторов в Украине, основатель образовательных проектов «Бібліотеки Майбутнього» и  «ЛакіБукс».  Рустам состоит в браке, есть дочь.

Компания была основана Гильфановым еще в 2006 году совместно с партнерами, основное ее направление – IT-аутсорсинг. Сегодня предприятие специализируется на разработке игр, банковских приложений, приложений для маркетинга, потокового видео и так далее. Достаточно долгое время Рустам не руководит компанией, отдавая предпочтение поиску креативных стартапов и их развитию.