— Как Вы оцениваете данную конференцию с точки зрения
представленных на ней материалов и аудитории?
DataCenter
Dynamics относится к числу наиболее значимых событий года в области
профессиональной коммуникации по тематике ЦОД. Эта конференция всегда
собирает широкую аудиторию конечных заказчиков, для которых вопросы создания
ЦОД входят в круг ближайших практических задач.
— Мы видели, что во время Вашего выступления не было свободных
мест и люди слушали Вас из коридора. Что, на Ваш взгляд, более всего
заинтересовало аудиторию в Вашем выступлении?
Да, было приятно видеть, что в аудитории не было свободных мест, она не
вмещала такое количество людей. Это было очень неожиданно. Думаю, что
аудиторию в первую очередь заинтересовала амбициозность поставленных и решаемых
нами задач. И еще, наверное, интерес к технологическим новинкам, которые мы
применяем. У нас в этой связи есть уникальный опыт. В частности, всем известно
о решениях в области построения ЦОДов для корпоративного сегмента, когда
заказчик знает основные свои нагрузки, знает, что для этого требуется, и
проектирует под нагрузку инженерные технологические решения. Но никогда еще не
было коммерческого ЦОДа в России, с нуля проектируемого и создаваемого, который
не имеет заранее четкого понимания по структуре нагрузки, и поэтому должен
иметь такую инженерную инфраструктуру, которая обеспечит высочайший уровень
адаптивности и сбалансированности. Кроме того, интерес к нашему выступлению
вызвала интерактивная презентация, созданная нашими специалистами. В ближайшее
время она будет размещена в Apple Store.
— Что самое сложное в проекте создания ЦОД?
Для коммерческого ЦОД — конечно же, привлечь финансирование, потому что в
твой проект должны поверить, собраться группой единомышленников и те, кто
проектирует, и те, кто реализует, и те, кто инвестирует, кто обслуживает, кто
предоставляет услуги, — это все должно быть собрано воедино. И, естественно,
это достаточно сложный проект, капиталоемкий. Я думаю, что достаточно
проблематично найти финансирование, как показывает практика, на первом этапе.
Но чем ближе к финишу, — желающих инвестировать все больше и больше. Потом идут
сложности уже технического характера, связанные с повседневной работой – и со
строительной частью, и с инженерными решениями, и с графиком работ, но это уже
абсолютно понятные реальные вещи. Здесь уже все в наших руках, все зависит от
нас.
— Что мешает развитию рынка услуг дата–центров в нашей
стране?
В целом развитию услуг дата-центров в нашей стране ничего не мешает. Они
достаточно динамично развиваются. В моем понимании есть проблематика
классификации дата-центров. Не в плане классификации Uptime Institute по
уровням Tier I, Tier III, Tier III, Tier IV. Основная проблема заключается в
том, что дата-центров так или иначе уже настроено много. Причем любая, даже
мелкая компания, может сказать, что у нее есть свой дата-центр, имея в виду
серверную. В моем понимании весь спектр услуг нужно классифицировать. И здесь
может быть использована достаточно проверенная уже схема, подобная схеме
СРО (саморегулируемая организация), – поскольку профессионалы рынка должны
коммуницировать между собой, и, кроме того, необходимо, если можно так
выразиться, ГОСТирование услуг – а государство этим заниматься не будет.
Необходимо, чтобы клиент мог понять качество услуг, их «ГОСТ», чтобы
клиент мог сравнивать и понимать. Да и структура всего этого рынка должна быть
выстроена. Соответственно вот над этим и нужно работать участникам рынка. Вы
спрашиваете, что мешает развитию рынка услуг ЦОД, – отсутствие именно
этого мешает. Поскольку любая уникальная услуга остается уникальной, ее могут
пробовать только какие-то компании-инноваторы, но она не имеет серийного
производства. Соответственно, если услуга становится достаточно стабильной и
коммодизированной, серийной, то ее потреблять начинают все больше и больше
людей, и, соответственно, у потребителей возникает все большая готовность к
сложным инновационным решениям. Это можно показать на примере со смартфонами.
Когда они появлялись, сначала пользователями были только некие продвинутые
люди, и сравнивали один с другим. На сегодняшний день смартфон практически
вытесняет обыкновенный телефон по той простой причине, что он начал предлагать
достаточно «стандартный» перечень услуг. В кавычках, но стандартный перечень. И
все больше и больше людей понимают его функциональное назначение, и в то же
время, чем больше людей его используют, тем выше качество сервисов, и тем выше
спрос на более инновационные решения.
— Какими качествами должен обладать современный ЦОД, чтобы
успешно конкурировать за клиента?
С точки зрения потребителя необходимое качество только одно – непрерывность
и стабильность работы. Все остальные качества для потребителя скрыты, даже если
мы будем считать PUE и все остальное, то потребителя это не волнует. Его
волнуют цена и качество, соотношение. Чтобы получить уровень качества ЦОДа, мы
опять же должны классифицировать ЦОДы не по Tier’ам, а понять – количество
сбоев, провести сертификацию согласно внутренним требованиям в нашей стране,
для этого необходимо участие в этой СРО. SLA – это для клиента доказательство
надежности, они сравнивают по SLA. На сегодняшний день не много ЦОДов, которые
предлагают SLA высокого уровня. Современный ЦОД должен быть не просто
сертифицирован, но и иметь качественный документ SLA.
— Как Вы видите рынок ЦОД России в ближайшие пять лет и место
Вашей компании на нем?
В ближайшие пять лет рынок ЦОД будет консолидироваться в сторону крупных
игроков. Конечно же, останутся и мелкие, и средние. Но здесь мы можем привести
в пример, наверное, историю развития ритейла на постсоветском пространстве.
Сначала это были ларьки, так же как серверные маленькие хостеры, которые
предлагали хостинг чуть ли не из чулана. Да что далеко ходить – первый ЦОД
Яндекса из себя представлял гараж десяток лет назад. Далее начали возникать
некие a la магазины – более или менее стационарные серьезные сооружения. Потом
– супермаркеты и гипермаркеты. Мегамоллы – то, что мы сейчас имеем. И вхождение
в рынок неких сетевых ритейловых магазинов a la Metro, a la Auchan, Leroy
Merlin. Такого класса. Это не говорит о том, что все мелкие ЦОДы умрут, нет, —
они так и останутся как магазины шаговой доступности, удобным местом для
размещения и для работы с SMB-бизнесом. Но крупных сетевых игроков, которые
будут играть роль того же Ашана, мне кажется, что больше пяти в России не
будет. А кто станет таковыми, покажут следующие пять лет. С уверенностью могу
сказать, что мы планируем быть одним из этих игроков. И по нашим проектам Вы
видите, что с очень высокой вероятностью это будет действительно так.
Фотографии с конференции доступны по
ссылке.