USD 92.26 ЕВРО 99.71

Региональная информационная система управления здравоохранением на платформе Майкрософт

Технологии

Региональная информационная система управления здравоохранением  на платформе Майкрософт

Пермским Медицинским информационно-аналитическим центром (МИАЦ) создана региональная информационная система управления здравоохранением (РИСУЗ), получившая название «ПроМед». Данная система предназначена для контроля, мониторинга, учета оперативной информации и автоматизации процессов управления здравоохранением региона.
Разработка системы была начата в 2003-м году, в 2007-м – была сдана в промышленную эксплуатацию.

Региональная информационная система управления здравоохранением «ПроМед» разрабатывалась в рамках создания единого информационного пространства здравоохранения Пермского края в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Концепция информатизации здравоохранения Пермского края
  • План работ по созданию единого информационного пространства здравоохранения Пермского края

В единую систему, ядром которой является центр обработки данных, связаны лечебно-профилактические, аптечные учреждения, органы управления здравоохранением, Фонд  обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации. Подобный подход позволил  автоматизировать все процессы информационного обеспечения управления здравоохранением и контроль финансирования.

Ситуация

 

Состояние медицинской информационной системы края до внедрения

Система медицинского обслуживания Пермского края насчитывает 250 лечебно-профилактических учреждений, которые обслуживают около трех миллионов жителей региона.  До 2008 года в регионе не существовало единой системы учета, контроля и анализа в медицинской сфере, не было единой системы обмена данными. Эксплуатировались  разрозненные несовместимые между собой системы, в которых данные зачастую дублировались и не были защищены. Все это приводило к тому, что данные о больных в том или ином отдельно взятом учреждении могли быть неполными, устаревшими, а также недоступными, поскольку истории болезни хранились в преимущественно в  в единственном «бумажном» экземпляре и при необходимости выдавались на руки пациентам.

Возникла необходимость  создать единую и достоверную базу данных учета случаев оказания медицинской помощи медицинскими учреждениями Пермского края, пополняемую регистрацию  истории лечения населения. База должна обеспечить корректной и полной аналитической информацией Министерство здравоохранения Пермского края, Пермский краевой фонд ОМС, муниципальные управления здравоохранения, а также обеспечить все ЛПУ единой точкой информационного обмена, куда бы стекалась информация о конкретном пациенте из всех ЛПУ. Это позволило бы сократить количество  отчетных данных, требуемых с медицинских учреждений, а также правильно оценить  реальную стоимость лечения пациентов и проведение экспертизы объемов лечения и диагностики  при оказании стационарной помощи. Иными словами, требовалось создать единую картотеку пациентов и справочников, базу данных случаев оказания медицинской помощи, а также соединить ее в сеть со всеми ЛПУ региона.

Внедрение

На подготовку к созданию региональной системы управления здравоохранением  ушло около двух лет. Был проведен тщательный аудит текущего состояния информационной системы, разработан проект  и подготовлен план поэтапного создания новой системы «ПроМед».

Базой для «ПроМед» стал, созданный в рамках этого проекта, центр обработки данных в отдельно стоящем здании, расположенном на территории МИАЦ.

Ключевым элементом  системы должна была стать централизованная база данных уровня региона, основанная на промышленной СУБД. Специалисты МИАЦ рассматривали два альтернативных варианта – Microsoft SQL Server или Oracle Database Server. Преимуществами продуктов Microsoft явилась меньшая цена, а так же то, что базовые средства аналитической обработки данных и построения отчетов уже включены в состав Microsoft SQL Server .

После анализа всех «за «и «против» выбор был сделан в пользу Microsoft  SQL Server. Решающими факторами при выборе стали цена  и безопасность. Приобретение Oracle Database Server во все ЛПУ было значительно более затратным, чем закупка аналогичного количества лицензий Microsoft SQL Server.

С точки зрения безопасности важным было то, что в MS SQL Server 2005 не было НИ ОДНОЙ уязвимости на протяжении последних четырех лет, в то время как в продуктах баз данных Oracle критических уязвимостей было 330 (по данным государственной базы данных уязвимостей, NIST). Анализ технических требований к системе показал, что далеко не все функциональные возможности Oracle Database Server будут востребованными в данном случае. Выбор  Microsoft SQL Server позволил сделать решение более эффективным.

Дополнительным немаловажным фактором в пользу программной платформы Microsoft стала скорость и эффективность внедрения.  Использование уже знакомого пользователям интерфейса продуктов Microsoft Office и положительный опыт работы сотрудников МИАЦ и ЛПУ с платформой Microsoft сыграли важную роль в принятии решения. Все сервера системы работают под управлением ОС Windows 2003, а на рабочих местах операторов ЛПУ и руководителей региона установлена  Windows Vista/XP и Microsoft Office.

В целом инфраструктура системы выглядит следующим образом.

Служба каталогов Microsoft Active Directory управляет учётными записями пользователей в медицинских учреждениях (МУ), страховых медицинских организациях (СМО), Фонде Обязательного Медицинского Страхования Пермского края (ПКФОМС). Веб-сервера Microsoft Internet Information Services (IIS) 6.0 поддерживает работу различных веб-сервисов (почтовые сервера, WSUS, веб-сервер ПКФОМС, веб-портал «База данных застрахованных», FTP-сервер ПКФОМС). Microsoft Windows Server Update Services (WSUS) обеспечивает обновления операционных систем и программных продуктов Microsoft в МУ и СМО, ПКФОМС через единую корпоративную сеть (ЕКС). Microsoft Internet Authentication Service (IAS) используется в качестве Remote Authentication Dial-in User Service (RADIUS) сервера при доступе МУ и СМО к почтовым серверам через модемный пул ПКФОМС (коммутируемый доступ)

Microsoft Internet Security and Acceleration Server 2004 выступает в качестве межсетевого экрана, для защиты почтовых серверов со стороны публичной сети  и в качестве прокси-сервера при доступе МУ, СМО и ПКФОМС к ресурсам сети Internet .

Microsoft Windows /XP/Vista обеспечивает доступ МУ и СМО к ресурсам ЕКС и Internet. Windows Defender  используется в качестве сканера ОС, отслеживающего подозрительные изменения в определённых сегментах системы в режиме реального времени. Обновление сигнатур Windows Defender’а происходит с сервера WSUS.

На текущий момент Система в существующей архитектуре закончена . На данном этапе построена система с децентрализованной архитектурой и представляет собой территориально-распределенную сеть баз данных ЛПУ, с головным ЦОД регионального уровня. Первичная информация вводится в локальную базу данных ЛПУ, а затем передается и консолидируется в центре обработки данных ЦОД.

В рамках проекта создано центральное хранилище для всех участников информационного обмена. Система включает отдельные модули, такие  как «Стационар», «Поликлиника», «Регистратура», «Параклиника», «Аптека», «Дополнительное лекарственное обеспечение», «Система мониторинга показателей» и др., в которые операторы на местах вводят первичные данные.  Кроме этого, реализован проект «Электронная регистратура», представляющий собой единую систему маршрутизации пациентов в здравоохранении Пермского края (на основе централизованной архитектуры).

Для создания динамических аналитических отчетов по единому банку данных случаев оказания медицинской помощи  внедрена OLAP-технология обработки  информации -на базе Microsoft SQL Server 2005   (OnLine Analytical Processing – аналитическая обработка в реальном времени), позволяющая составлять отчеты, графики, диаграммы и документы на основе постоянно изменяющейся динамической информации. Необходимо отметить, что за аналогичную функциональность в Oracle пришлось бы дополнительно покупать OLAP-лицензии на сумму в несколько раз превышающую стоимость самой СУБД. Microsoft SQL Server, как было упомянуто выше, содержит встроенные OLAP- инструменты.

Система насчитывает 350 серверов и 15200 рабочих мест, корпоративная сеть стоит из  более чем 500 узлов. «ПроМед»  обеспечивает централизованное обновление нормативно-справочной информации, обмен данными и обновление версий системы происходит автоматически через  VPN-сеть (корпоративную  широкополосную сеть доступа). Сейчас клиенты ЛПУ используют ADSL  технологии для синхронизации локальных и центральной баз данных. Обмен почтовыми сообщениями обеспечивает Microsoft Exchange Server. Благодаря применению SQL Server все отчеты строятся непосредственно из интерфейса Microsoft Office, не требуют дополнительной конвертации и доступны для просмотра с любого компьютера (при наличии соответствующих прав доступа).

Результат

Для решения задач, стоящих перед организациями и учреждениями здравоохранения Пермского края в региональном ЦОД была создана единая база для хранения и обработки медицинской информации региона, в который поступают данные о пациентах из всех ЛПУ региона в виде стандартизированных форм первично-учетной информации . Сюда же стекается и информация из аптечных учреждений о реализованных препаратах, отоваренных рецептах, а также об остатках препаратов.  Ею могут пользоваться учреждения финансирования и контроля движения медицинских услуг.  ЦОД выполняет не только функции маршрутизации данных от поставщика (ЛПУ, АУ) к заказчику (ТОУЗ, ФОМС, СМО и др.), но и представляет поступающие данные в виде, необходимом конкретному заказчику.

Вся информация берется из исходных первичных документов, а не из отчетных форм поставщиков информации  с тем, чтобы обеспечить целостность и непротиворечивость данных. ЦОД также регулирует периодичность предоставления данных, поэтому заказчик каждый раз получает своевременную информацию.

Централизация управления данными позволила снизить затраты на содержание системы за счет оперативного изменения системы под требования законодательства, полной автоматизации сбора и обработки информации, возможности восстановления системы в случае сбоя.  В результате Министерство здравоохранения Пермского края получило возможность автоматизировать сбор и аналитическую обработку большинства существующих документов ‑ форм государственной отчетности, а также формирование статистики (по различным показателям, включая заболеваемость, рождаемость и смертность).  Кроме того, система позволяет полностью охватить лечебно-профилактические учреждения с учетом специфики  и вне зависимости от источников финансирования этих учреждений.

Преимущества

В результате Министерство здравоохранения Пермского края получило региональную информационную систему  управления здравоохранением на платформе Майкрософт, которую при необходимости можно масштабировать на любой уровень здравоохранения, с единой структурой базы и единым приложением для всех участников информационного обмена. Система позволяет собрать и поддерживать в актуальном состоянии единый регистр населения региона в системе здравоохранения. С помощью уникальной идентификации пациентов база данных дает возможность собирать и отслеживать истории лечения пациента у любого участника информационного обмена.  Система ПроМед  Пермского края позволяет максимально централизовать  сбор и обновление нормативно-справочной информации.

 

«Эта система — достаточно мощный управленческий инструмент, позволяющий вести очень глубокую аналитику, непосредственно управлять потоком пациентов, контролировать выполнение муниципального заказа и многое другое» — Степнов Сергей Михайлович, директор Пермского краевого медицинского информационно-аналитического центра

 

 

 

 

Перспективы

В 2009 году планируется перевести систему «ПроМед» с распределенной архитектуры на централизованную, когда вся первичная информация от ЛПУ будет вводиться через веб–интерфейс напрямую в центральное хранилище, размещенное  в ЦОД МИАЦ. Для этой цели будут приобретены дополнительные лицензии  на SQL Server  и другие продукты Microsoft.