«Новые возможности Exchange 2007 позволили пользователям ощутить всю свободу и гибкость при работе с почтовой системой. Сотрудники, получившие повсеместный доступ к почтовому ящику, всегда остаются на связи, что способствует повышению эффективности бизнеса».
Алексей Пекарев, руководитель службы ИТ-инфраструктуры Управления Информационных Технологий ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Ситуация
Практически с момента основания компании «Вимм-Билль-Данн» корпорация Microsoft стала основным поставщиком используемого на серверах и рабочих станциях ПО. Являясь динамично развивающимся холдингом, «Вимм-Билль-Данн» стремится внедрять новые решения, позволяющие оптимизировать существующую инфраструктуру и повысить продуктивность сотрудников, поэтому многие продукты Microsoft компания внедряет в числе первых в России.
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» – крупнейший производитель напитков и молочных продуктов в России и СНГ. Компания была основана в 1992 г. Компания производит молочную продукцию (основные бренды – «Домик в деревне», «Нео», «33 коровы», «Чудо» и другие), соки («J7», «Любимый сад», «100% Gold»), минеральную воду «Ессентуки» и детское питание «Агуша».
В настоящее время в компании работает более 16 тысяч человек. Сегодня в компанию входит 37 производственных предприятий в России, Украине, Кыргызстане, Узбекистане и Грузии. В 2005 году «Вимм-Билль-Данн» стал первым производителем молочных продуктов, получившим разрешение экспортировать свою продукцию в страны ЕС.
В 2009 г. служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s подтвердила рейтинг корпоративного управления ВБД GAMMA-7+, что свидетельствует об эффективной работе Совета директоров, в частности, о реальном влиянии независимых директоров на процесс принятия решений и о приверженности контролирующих акционеров высоким стандартам корпоративного управления.
В компанию входит 37 предприятий, в силу чего информационная система «Вимм-Билль-Данн» является территориально распределенной, но при этом объединенной в одну логическую структуру. Основу инфраструктуры составляют продукты компании Microsoft, а в качестве почтовой системы также используется продукт Microsoft. В условиях территориально распределенной информационной структуры почтовая система является одним из основных средств связи между подразделениями компании, поэтому к ее функционированию предъявляются самые высокие требования. Для обеспечения эффективного взаимодействия между сотрудниками ОАО «Вимм-Билль-Данн – Продукты Питания» и управляемых организаций ИТ-департамент запланировал обновление устаревающей и снятой с поддержки производителя почтовой системы Exchange Server 5.5 до более совершенной – Exchange Server 2007.
Решение
Для реализации проекта по созданию автоматизированной системы почтовых сообщений была выбрана компания Softline, с которой в «Вимм-Билль-Данн – Продукты Питания» уже имели опыт сотрудничества по внедрению других решений Microsoft.
Проведя обследование существующей инфраструктуры и анализ требований ИТ-специалистов и пожеланий пользователей, специалисты Softline спроектировали новую структуру системы почтовых сообщений и разработали методику миграции данных на Microsoft Exchange Server 2007. Ключевым условием при разработке решения было повышение отказоустойчивости почтовой системы при оптимизации расходов на оборудование путем консолидации серверных ресурсов.
Одной из сложностей, с которой столкнулись сотрудники компании Softline при реализации проекта, была невозможность прямой миграции с Exchange Server 5.5 на Exchange Server 2007. Поэтому внедрение автоматизированной системы обработки сообщений проходило в несколько этапов. На первом этапе информационная система была подготовлена к установке серверов Exchange Server 2003, была настроена маршрутизация адресной книги, осуществлен перенос почтовых ящиков и общих папок на сервер Exchange 2003, только после удаления всех серверов Exchange 5.5 стала возможна установка Exchange Server 2007. Для окончательной настройки Exchange 2007 совместными усилиями специалистов «Вимм-Билль-Данн – Продукты Питания» и специалистов Softline настроены маршрутизация сообщений, синхронизация и репликация адресных книг. Когда все необходимые работы по отладке системы были завершены, связь с северами Exchange 2003 и сами серверы были удалены.
В московском регионе для обеспечения стабильности и высокой доступности ролей сервера клиентского доступа и транспортного сервера-маршрутизатора было установлено 2 сервера Exchange 2007 с идентичными настройками, совмещающих эти роли. Для выравнивания сетевой нагрузки серверы были также объединены в кластер. Для повышения отказоустойчивости 2 сервера почтовых ящиков также были объединены в кластер.
Результаты
Переход на более современную почтовую систему позволил повысить эффективность работы пользователей за счет предоставления мобильного доступа. Теперь сотрудники могут оставаться на связи, выбирая наиболее удобный вариант подключения. Помимо доступа к электронной почте в пределах внутренней сети пользователи получили возможность работать с почтой с мобильных устройств через интернет благодаря технологии Exchange ActiveSync. Для подключения к почтовой системе из-за пределов внутренней сети через Интернет был настроен веб-доступ с помощью Outlook Web Access и (для настольных Outlook 2003/2007) – Outlook Anywhere (RPC over HTTP).
Чтобы выполнить требования по безопасности внешнего доступа, для публикации внешних функций Outlook Anywhere и Outlook Web Access используется Microsoft ISA Server 2006.
На финальной стадии проекта было проведено тестирование согласно разработанным критериям приемки. Результаты тестирования подтвердили ожидания: повысилась отказоустойчивость почтовой системы, возросла скорость прохождения почты.
Сотрудниками компании Softline для специалистов «Вимм-Билль-Данн – Продукты Питания» созданы инструкции и проведен тренинг по работе с автоматизированной системой передачи почтовых сообщений. Для последующей модернизации и масштабирования система переведена на поддержку и сопровождение.
Пользователи отметили следующие преимущества новой почтовой системы: улучшенная поддержка и больше возможностей для коллективной работы с календарем, кроссплатформенность для доступа с мобильных устройств, однотипный интерфейс Outlook в браузере, мобильном телефоне и ПК.
Алексей Пекарев, руководитель службы ИТ-инфраструктуры Управления Информационных Технологий ОАО «Вимм-Билль-Данн»: «Новые возможности Exchange 2007 позволили пользователям ощутить всю свободу и гибкость при работе с почтовой системой. Сотрудники, получившие повсеместный доступ к почтовому ящику, всегда остаются на связи, что способствует повышению эффективности бизнеса. Специалисты компании Softline подошли к вопросу профессионально, задача была решена качественно и быстро, мы полностью удовлетворены результатами работы».
Александр Плахин, ведущий администратор Управления Информационных Технологий ОАО «Вимм-Билль-Данн», оценил миграцию на новую почтовую систему: «Благодаря новой модели администрирования в Exchange 2007 удалось разделить полномочия и сферы управления между доменными администраторами и администраторами почтовой системы. Структурные изменения в новой версии почтовой системы позволили в значительной степени повысить ее стабильность и отказоустойчивость, а также снизить нагрузку на системы хранения данных».
Роман Романцов, руководитель департамента решений Microsoft, отметил: «Наша компания занимается проектами по модернизации ИТ-инфраструктуры с 2004 года. За это время мы выработали методики проведения модернизации и способы их адаптации к каждому конкретному заказчику, что позволяет нам выполнять проекты в срок и с минимальным воздействием на работу конечных пользователей и ИТ-специалистов заказчика. Внедрение единой почтовой системы на базе Microsoft Exchange Server 2007 для компании «Вимм-Билль-Данн – Продукты Питания» позволило повысить эффективность работы пользователей, сократить расходы и упростить поддержку инфраструктуры».технологий Microsoft.