USD 92.37 ЕВРО 99.53

Банк «Открытие» автоматизировал интернет-банкинг с использованием технологий Microsoft

Технологии

Современный банк не сможет успешно работать без интернет-представительства. Используя возможности платформы .NET и СУБД SQL Server, Банк «Открытие» стремится создать для своих клиентов максимально эффективную и привлекательную среду для обслуживания через Интернет.

Система позволяет им совершать большинство операций удаленно и в удобное
время, сводя к минимуму необходимость посещения банковских офисов. Кроме того,
банк постоянно предлагает новые возможности дистанционного учета, анализа,
управления банковскими счетами, картами, вкладами и инвестиционными операциями.
Интерфейс системы гибко адаптируется под потребности и предпочтения каждого
пользователя, создавая все условия для персонифицированного обслуживания.

О компании 
Банк «Открытие» является частью корпорации «Открытие», одной из крупнейших
российских финансовых компаний, и входит в ТОП-35 российских банков по размеру
активов — 150 млрд рублей по состоянию на июль 2011 года. В 2010 году его
прибыль достигла 6 млрд рублей. Согласно информации, представленной журналом
«Профиль», банк входит в ТОП-20 самых надежных коммерческих российских
банков.

В сентябре 2010 года под единым брендом «Открытие» объединились
«Коммерческий банк «Открытие», «Банк «Петровский» и «Инвестиционный банк
«Открытие». В июле 2011 года завершилось присоединение «Свердловского
Губернского банка». Сегодня Банк «Открытие» представлен в 32 регионах России:
более 200 его отделений работают в 39 городах. Уникальность этой финансовой
организации заключается в сочетании классических банковских услуг с
инвестиционными. В настоящее время руководство ставит перед собой амбициозную
цель — войти десятку крупнейших российских банков по совокупному портфелю
кредитов для розницы, а также для малого и среднего бизнеса.

Ситуация

Интернет-банкинг входит в комплекс услуг современного банка в качестве
обязательного компонента. Последние три года банк «Открытие» использовал для
этого стандартное «коробочное» решение одного из сторонних разработчиков.
Однако для стремительно растущей финансовой организации типового функционала
оказалось недостаточно, поскольку не поддерживалось персонифицированное
обслуживание, отсутствовали инструменты для управления рекламными блоками и не
обеспечивалась интеграция с CRM-системой. Разработчик продукта вносил
усовершенствования слишком медленно, от релиза к релизу. Между тем руководство
банка требовало в кратчайшие сроки реализовать ряд уникальных сервисов для
пользователей интернет-банкинга, что и подтолкнуло ИТ-службу к выбору новой
платформы автоматизации.

«Нашей целью было
создание максимально привлекательной интернет-среды, дающей возможность
большинству наших клиентов не тратить время на визиты в банк. Все изученные
нами коробочные решения представляли собой лишь интерфейс для выполнения ряда
простейших действий и предоставления определенной информации. Мы же искали
полноценный маркетинговый инструмент, который позволил бы обрабатывать любые
запросы клиентов, анализировать их потребности и предлагать широкий спектр
услуг, причем все операции должны выполняться удобно и быстро, чтобы клиенты
захотели обращаться к нам снова и снова»,

— рассказывает Георгий Шабад, руководитель
проекта внедрения интернет-банкинга в Банке «Открытие».

Помимо разумной стоимости, основными требованиями к новому решению были
возможность разработать современный и эргономичный пользовательский интерфейс,
быстро адаптировать решение к меняющимся потребностям, а также интегрировать
его с различными банковскими системами.

«Из всех кандидатов
наиболее адекватно поняла наши потребности компания ”Степ Ап”. К тому же она
предложила оптимальные сроки и приемлемую стоимость выполнения задач,
предоставила доказательства своего практического опыта в реализации проектов
аналогичной сложности и масштаба. Дополнительные гарантии качества и надежности
решения давало использование промышленной, хорошо зарекомендовавшей себя
платформы Microsoft», —
Георгий Шабад,
руководитель проекта внедрения интернет-банкинга в Банке
«Открытие»

Решение

Решение, которое предложила компания «Степ Ап», построено на технологиях
Microsoft: разработка велась на платформе .Net MVC Framework 3.0, часть задач
реализована с помощью хранимых процедур Microsoft SQL Server 2008.
Администрирование и резервное копирование выполняются стандартными службами SQL
Server (SQL Server Agent, SQL Server Browser, VSS Writer). Для построения
отчетов используются SQL Reporting Services.

Основные сложности были
связаны с интеграцией интернет-банкинга с другими бизнес-приложениями. «Банк
продолжал активно развиваться, осуществлял слияния и поглощения. К нему
присоединялись другие банки со своей действующей ИТ-инфраструктурой. В
результате за время выполнения проекта у нас сменились все основные системы —
АБС, процессинг, розничная учетная система. При таком режиме работы настроить
тесное взаимодействие приложений — все равно, что перебрать работающий движок
автомобиля»,
— рассказывает Георгий
Шабад. 

«Важно было с самого
начала выбрать верный подход к интеграции, чтобы эти задачи решались достаточно
гибко и безболезненно,  На первом этапе мы организовали две точки
интеграции для системы интернет-банкинга: обмен с банковскими системами
осуществляется через шину TIBCO, а интеграция с платежным агрегатором — по
принципу host-to-host. В будущем взаимодействие с агрегатором планируется
полностью передать банковским процессинговым системам, и тогда весь обмен
данными будет осуществляться при помощи единой интеграционной шины»,—

замечает Кирилл Букатов, директор по
корпоративному развитию ЗАО «Степ Ап».

Сейчас система интернет-банкинга «Открытие Online» взаимодействует с
ключевой банковской системой (АБС), процессинговым приложением, CRM, а также с
учетными системами, поддерживающими инвестиционную деятельность (брокерские
счета, обезличенные металлизированные счета, паевые инвестиционные фонды и
доверительное управление). 

Работы по внедрению начались в октябре 2010 года, а первая очередь системы
передана в промышленную эксплуатацию уже в августе 2011 года, причем до
планового функционала она будет доводиться помесячными релизами в течение
полугода.

Преимущества

«Сейчас “Открытие
Online” уже во многом превосходит функционал прежнего ”коробочного” решения. В
ней имеется интеллектуальный механизм навигации, который позволяет посетителям
быстро находить нужную информацию. Главное пользовательское меню автоматически
формируется так, чтобы каждый клиент получал удобный доступ к наиболее часто
выполняемым им операциям. Поэтому, в отличие от большинства аналогичных систем
телебанкинга, где операции выполняются с помощью 5–6 щелчков мышью, наш
пользователь часто ограничивается одним кликом», — Георгий Шабад, руководитель
проекта внедрения интернет-банкинга в Банке «Открытие»

Благодаря интеграции с CRM, система интернет-банкинга имеет возможность
формировать для каждого клиента персональное предложение услуг в зависимости от
пола, региона, возраста и других параметров. В ближайшее время эти уникальные
предложения начнут формироваться с учетом уже имеющихся у клиента банковских
продуктов и истории сотрудничества с банком. 

Пользователи системы «Открытие Online» могут вести учет собственных финансов
— просматривать все операции по счетам, классифицировать свои траты по
категориям (продукты, спорт, развлечения, транспорт и т. п.), подводить
промежуточные итоги. Подобная обработка выполняется в полуавтоматическом
режиме, а в ближайшее время для клиентов появится возможность удобного
визуального анализа личных трат. Кроме того, появится возможность задавать
определенные лимиты по каждой категории, а система будет автоматически
предупреждать о приближении к лимиту или о перерасходе средств. Отчеты будут
формироваться в виде таблиц и наглядных графиков. 

Благодаря интеграции интернет-банкинга с инвестиционным блоком клиенты в
режиме онлайн могут следить не только за депозитами, но и за своими
инвестиционными объектами — акциями и денежными средствами, находящимися в
доверительном управлении. Возможность удаленно совершать операции по
инвестированию и выводу своих средств подкрепляет уверенность клиентов в том,
что они обладают надежным и быстрым доступом к собственным финансам. В системе
отлично проработаны коммуникационные функции. При помощи «Открытие Online»
можно задать любой вопрос о деятельности банка и получить подробный ответ. Это
удобно для обеих сторон: в системе хранится полная история обращений, которую
сотрудники банка смогут анализировать для лучшего понимания возникающих
потребностей, а клиентам не приходится стоять в «живой» или телефонной очереди
на обслуживание, а получаемые от банка письменные ответы находятся всегда под
рукой. В дальнейшем при помощи системы коммуникации с банком клиенты получат
возможность подписывать сложные распоряжения.

Система позволяет гибко сегментировать клиентскую базу и формировать
групповые предложения — например, рассылать уведомления об открытии нового
офиса жителям определенных улиц либо сообщать о предстоящих и текущих событиях
— окончании срока действия карты или договора, о просрочке платежей и т. п. В
подобном оперативном информировании также заинтересованы и банк, и его
клиенты.

Система «Открытие Online» разработана максимально дружественно по отношению
к пользователю, в ней реализовано множество «приятных мелочей» — например,
можно давать названия счетам, переставлять пункты меню, менять расположение
информационных блоков на сайте.

«Руководство банка намерено
продолжить развитие системы. Мы уверены, что это решение не только удобно для
клиентов, но и является эффективным инструментом для продаж и обслуживания. За
первый же месяц работы в системе зарегистрировалось около 4000 пользователей.
Ежедневно обрабатывается примерно 2000 обращений. По нашим прогнозам, к концу
2012 года число клиентов нашего интернет-банкинга достигнет 100 000
человек»,
— уверен Георгий
Шабад.