USD 92.59 ЕВРО 100.27

Изменяющаяся роль CIO

Аналитика

Изменяющаяся роль CIO

За последние двадцать лет количество CIO сильно увеличилось, поскольку управление информацией из периферийного процесса переросло в один из основных. Роль CIO постепенно изменяется от чисто технической — управление информацией к более широко понимаемой работе — управление знаниями.

Несмотря на сравнительно недавнее вхождение в эшелон корпоративного управления,  CIO стал одной из самых сложных и динамичных лидерских ролей в мире бизнеса.

В девяностых и двухтысячных компании столкнулись с большими проблемами из-за изменяющегося рынка и структуры корпораций. Во многих сферах индустрии шел процесс глобализации, как производства, так и рынков. В компаниях произошел большой сдвиг в масштабе операций, как в большую, так и в меньшую сторону из-за сокращений, а также слияний и покупок. И в ответ на эти изменения компании вложили большие средства в ре-инжиниринг операций. Было подсчитано, что компании по всему миру тратят $52 миллиарда в год на ре-инжиниринг, из которых $40 миллиардов уходит в информационные технологии. Другими словами, CIO сейчас находится в самом центре самых динамичных и затратных изменений в жизни корпораций.

Компании, пытающиеся быть на гребне волны в меняющемся бизнесе, должны понимать всю сложность работы CIO.

Основные тренды

Ниже описаны основные тренды в эволюции роли CIO:

  • Роль CIO смещается от технического планирования и внедрения в стратегическое планирование. Текущая роль CIO выглядит сейчас более тактической, чем стратегической. Более половины респондентов сказали, что их фокус смещен с долгосрочного стратегического планирования  в сторону срочных дел по поддержанию жизнеобеспечения компании. Такое относительно ограниченное видение функции ИТ службы нужно будет расширить, когда управление знаниями будет понято CEO и советом директоров как центральный компонент стратегического планирования. Такое изменение целей окажет важное влияние на будущее обучение и прием на работу CIO.
  • CIO станет важным человеком при вынесении решений о стратегическом планировании. Сегодня CIO не принимают активного участия в действиях высшего руководства компании, когда речь идет о принятии важных решений. Несмотря на тот факт, ИТ считается одной из ключевых сфер для будущего успеха бизнеса и роста доли рынка, CIO часто исключен из принятия решений высшего руководства компании. И это странно. Как же знания CIO могут быть адекватно применены в компании во имя ее роста и развития, если его исключают из обсуждения важных вопросов?

 

  • Трансформация роли CIO важная часть работы отдела по управлению персоналом в компании. Это означает обдумывание тех  навыков, что необходимы для полноценного функционирования CIO, включая то, как компании используют своего CIO и его отношения с высшим руководством, предполагаемые обязанности и ожидаемые результаты, процесс оценки, стимулирование и компенсацию за работу.  
  • Идеальные квалификации для CIO тоже изменится, когда ИТ функции станут более важными для бизнес планирования. Идеальное резюме CIO должно включать технические квалификации, а также понимание финансов, маркетинга,  ведение стратегических проектов и бизнес планирования. Сейчас пока никто не уверен, какие квалификации окажутся идеальными для CIO — мнение о предыдущем опыте и обучении очень варьируются среди опрошенных в разных странах. Например, CIO с образованием и опытом в финансах, технике и ИТ чаще можно найти в Европе, и это ведет к акцентированию на общих знаний в области бизнеса.
  • CIO также будет работать с внешней и внутренней поддержкой клиентов. Сейчас успех ИТ ассоциируется только с внутренними коммуникациями и сетью, но не с поддержкой внешних клиентов . Это, скорее всего, изменится, когда расширится сфера управления знаниями и в нее войдут как внутренние так и внешние функции поддержки.

 

  • CIO будут больше мотивироваться новыми интересными проектами и связанными с ними сложности. Это особенно заметно в США, где у CIO самая высокая оплата труда.

 

Двойственное отношение к роли CIO

Но во всех этих исследованиях проскальзывает одна тема:  у сегодняшних CIO двойственное отношение к грядущим изменениям в структуре их профессиональной деятельности. Многие получили образование в вычислительных науках и считают себя техническими экспертами высшей категории, а не интегральной частью бизнеса. Но есть те, кто уже видит важную роль ИТ функций в успехе компаний и что это потребует дополнительные навыки от следующего поколения CIO.

В роли бизнес стратега CIO будущего станут ковать новые взаимоотношения с руководящей верхушкой предприятия. Они войдут в круг высшего звена руководителей компании. Хотя есть довольно большие различия в том, как CIO разных стран воспринимают эти грядущие перемены, но исследование показало, что нарастает напряжение между современным положением CIO и тем влиянием, которое у них может быть в будущем.

Американские CIO согласны, что следующему поколению коллег понадобятся другие навыки и знания, а вот европейские CIO пока этого не видят. Или рассматривают влияние следующих трех выявленных тенденций:

  • Все CIO понимают необходимость донесения своих мыслей до старшего руководящего звена компании.
  • Но, тем не менее, большинство CIO не часто контактируют со своим CEO или  участвуют в заседаниях совета директоров.
  • CIO в основном удовлетворены текущей ситуацией во взаимоотношениях с руководством компании.

Но в связи с увеличивающейся ролью ИТ в успехе компании, трудно понять, почему CIO удовлетворены текущим положением дел в их отношениях с руководителями компаний. Такой явный диссонанс между будущими требованиями и современной реальностью роли CIO четко прослеживается в исследовании.

Это говорит о том, что эволюционный путь изменений роли CIO будет не таким ровным и гладким. А также – что движение функций ИТ в центральные функции предприятия и корпоративного планирования потребует неких фундаментальных изменений в образовании, наборе навыков и самоопределении будущего поколения CIO.

 

Основные рекомендации претендующему на роль CIO

  • Инициируйте общение CIO с другими директорами и включите мнение CIO в общий котел до того, как стратегические цели будут финализированы на бумаге.
  • Озвучьте недостатки, мешающие достижению успеха, например, отсутствие планирования, недостаток навыков и культурное сопротивление (?) и оценивайте процесс изменений.
  • Смотрите дальше возврата инвестиций и сфокусируйте внимание на трех отдельных сферах: текущие расходы, необычные расходы и вклад технологий в рост бизнеса.
  • Пересмотрите мотивирование вознаграждением, особенно с перспективой на недостающие навыки, включая бизнес и финансовый опыт.
  • Убедитесь в том, что роль CIO интересна и стимулирует, а также, что высшее звено руководителей в курсе вклада CIO. Понимание проблем, с которым сталкиваются CIO и того, сколько сил уходит на их преодоление, поможет стимулировать специалиста на дальнейшие свершения.

Заключение

Никакая сфера бизнес деятельности не является более динамичной, чем информационные технологии.

 

Инновации в информационных технологиях создают базис для будущих инноваций. Например, быстрое увеличение объемов компьютерной памяти и вычислительных мощностей привели к созданию новых приложений, которые, в свою очередь, создают спрос на еще более мощные машины. Компьютеры используются для создания нового поколения компьютеров. Приложения используются для создания все более сложных приложений.  Распространение компьютеров провоцирует создание сетевых технологий, которые, в свою очередь, изменяют образ жизни и работы людей и рынков,  и то, как информация создается и передается.

Информационные технологии наследуют динамику, в свете этого не удивительно, что роль руководителя отдела информационных технологий становится все более важной и обязанности его разрастаются за пределы только технических знаний и обслуживания техники, навыков, которые когда-то определяли эту позицию.  CIO представляет собой сложную фигуру в потоке, индивид, пытающийся адаптироваться не только к изменяющемуся миру софта и «железа», но и к миру, в котором управление знанием превратилось в основной бизнес бизнеса.

Эти изменения в масштабе и уровне роли CIO только начинают сказываться в самых больших мировых корпорациях.  Многие CIO обнаруживают себя в профессиональной ловушке, между прошлым, где их считали техническими специалистами по программам и оборудованию, и быстро приближающимся будущим, где они станут неотъемлемой и очень важной составляющей стратегического планирования бизнеса на самом верху руководящей пирамиды корпорации. Компании, которые смогут успешно провести эти изменения, превращение CIO из специалиста по обработке информации в менеджера знаниями, получит огромное конкурентное преимущество перед теми предприятиями, которые этого не понимают.

Также были выявлены национальные разночтения изменяющейся роли CIO, несмотря на глобализацию мировой экономики, и ее унификацию. Скорее всего, эти разночтения не исчезнут. Но, не важно, где они находятся, современным компаниям придется столкнуться с общими проблемами обновленной роли CIO. Основные проблемы включают:

  • Изменение функций ИТ от тактической операционной к более глобальному стратегическому планированию.
  • Переопределение образовательных и трудовых навыков CIO которые должны будут включать финансовый и бизнес опыт в дополнение к техническому образованию.
  • Определение идеального набора навыков CIO
  • Изменение модели общения CIO и круга высшего руководства компании
  • Расширение знаний высшего руководства об ИТ функциях и ее ценности для компании.
  • Понимание, почему сегодняшняя роль CIO не поспевает за усиливающейся ролью ИТ в успехе компании.
  • Успешное управление изменениями в роли CIO «на лету»
  • Изыскание способов решения межнациональных разночтений в ИТ функциях в Европе по мере развития координации европейских экономик
  • Понимание связи между изменяющимися функциями ИТ для увеличения конкурентного преимущества компании.

Чтобы решить эти проблемы, компаниям придется определить и преодолеть ключевые барьеры на пути трансформации ИТ функций:

  • Недостаток коммуникаций между CIO и ключевыми фигурами компании
  • Постоянная нестабильность компании вследствие покупок и слияний
  • Старый взгляд на CIO как исключительно на техника высшего звена
  • Плохо разработанная или несуществующая система оценки навыков CIO (в Европе)
  • Слабая мотивация CIO, недостаточный компенсационный пакет (частично в Европе) включая недостаток премий и неадекватную заработную плату
  • Собственное двойственное отношение CIO к новой роли и нежелание менять статус кво

Последний пункт особенно важен, поскольку именно человеческий фактор часто не оценивается по достоинству в напряженной попытке оценить структурные перемены в компании. Не только сами организации должны адаптироваться к новому миру управления знаниями. Сами CIO должны взглянуть реалистично на собственные убеждения и отношения. Изменения убеждений обычно происходит именно тогда, когда работа требует применение навыков, которые сильно отличаются от требований сегодняшнего дня. Новая эра корпоративной ИТ службы означает, что CIO должен радикально измениться, привнеся в свои знания технологий еще новые навыки бизнесмена, новые взаимоотношения с главами компаний и взяв новую ответственность стратега. И хотя многие CIO пройдут этот этап и изменятся, они сопротивляются переменам, не желая отпускать старую версию роли CIO.

Ясно, что управление эволюцией роли CIO будет нелегким. Но успешное преодоление этих сложных изменений одна из важнейших задач, которую должны решить сегодня главы корпораций. Те функции, которые они раньше считали обеспечением услуг и  товаров, теперь превращается в рынок знаний.

 

Подготовлено НП «СОДЕЙСТВИЕ»