Исследование проводилось в форме онлайновых опросов и личных интервью
исследовательской организацией PSRAI (Princeton Survey Research Associates
International) по заказу подразделения Cisco® IBSG (Internet Business Solutions
Group)[1]. Исследование дало
повод сделать вывод о том, что совместная работа медицинских работников и
совместное использование информации — две наиболее перспективные области,
способные в ближайшее время поддержать внедрение крупномасштабных инноваций в
данном секторе.
Высших
государственных руководителей (политиков и государственных служащих) с широким
кругом полномочий в сфере здравоохранения попросили рассказать, в чем, по их
мнению, состоят основные проблемы и перспективы предоставления медицинских
услуг в их странах. В ответ респонденты упомянули предоставление равного
доступа к медицинским услугам, повышение эффективности использования
медицинских ресурсов и постоянную поддержку высокого качества услуг.
Рассуждая
о том, какие факторы могли бы способствовать крупномасштабной трансформации
национальных систем здравоохранения, респонденты выделили технологические
инновации и решения telehealth, подчеркнув, что эти решения могут вызвать
по-настоящему крупные преобразования в данной области. Исследование показало,
что руководители здравоохранения решительно поддерживают инновации, основанные
на технологии telehealth. (Термином «telehealth» обозначают новые способы
совместного использования информации, совместной работы и доставки услуг в
медицинской области с помощью разнообразных информационных и коммуникационных
технологий).
Совместная работа профессионалов
Исследование показало также, что сегодня на рынке присутствует множество
полезных технологий, однако в сфере здравоохранения первоочередное внимание
следует уделять интегрированным решениям, облегчающим совместную работу и
повышающим эффективность диагностики, лечения и ухода за пациентами. Разработке
простых и эффективных деловых процессов в этой области могут помочь технологии,
сочетающие обмен данных с поддержкой человеческого взаимодействия. К таким
технологиям относятся:
- совместная работа на основе информационных и коммуникационных технологий в
области диагностики и лечения пациентов (упомянута 65 процентами
опрошенных); - электронный обмен данными и доступ к диагностическим снимкам,
видеоматериалам и биометрическим данным пациентов (названы 65 процентами
опрошенных); - обучение медицинского персонала и предоставление необходимых информационных
ссылок по информационно-коммуникационным каналам (отмечено 64 процентами
опрошенных).
Для
сравнения: технологии дистанционного ухода за пациентами были упомянуты лишь 32
процентами опрошенных руководителей.
По мнению
35 процентов опрошенных, главная проблема, с которой сталкиваются национальные
системы здравоохранения, — это неравномерное распределение медицинских
специалистов. На втором месте в списке проблем — нехватка медицинских
специалистов (ее считают самой острой 20 процентов опрошенных
руководителей).
При
обсуждении вопросов общего характера обнаружилось, что респонденты считают
приоритизацию доступа и повышение эффективности и качества более важными
проблемами, чем стоимость медицинских услуг: ценовую доступность медицины к
числу серьезных проблем относят лишь 10 процентов опрошенных.
Разрыв между теорией и практикой
Как уже
упоминалось, участники опроса решительно поддержали технологию telehealth,
отметив при этом большой разрыв между потенциальными возможностями данной
технологии и масштабами ее практического использования. Только 4 процента
руководителей заявили, что в использовании telehealth «нет особой
необходимости». С другой стороны, лишь 9 процентов отметили, что совместное
использование электронных данных и изображений уже приобрело «широкое
распространение», и только 4 процента считают, что совместная работа
специалистов в информационно-коммуникационной среде «приобрела всеобщий
характер».
Многообещающие национальные инициативы
В ходе
исследования оценивался потенциал новых национальных программ,
предусматривающих применение технологии telehealth для решения сложных задач
национального масштаба в таких областях, как:
- Национальные центры клинической компетенции. Эти центры могли бы
предоставлять консультации, проводить консилиумы и оказывать поддержку в
области ухода за пациентами в стационарных и амбулаторных условиях на групповом
и индивидуальном уровне. - Использование технологии telehealth в условиях пиковой
нагрузки на медицинские системы. Неожиданное и резкое повышение спроса на
медицинские услуги в результате землетрясений, цунами и эпидемий требует
заблаговременного планирования и подготовки. - Помощь местным медицинским специалистам со стороны удаленных
экспертов. Подкрепляя (в случае необходимости) собственные знания
онлайновой информацией и опытом удаленных специалистов, местные медицинские
работники смогут лучше решать простые проблемы и предлагать пациентам более
сложные и современные решения.
[1] Международное
консалтинговое подразделение Cisco, помогающее руководителям высшего звена,
включая топ-менеджеров самых крупных в мире общественных и частных организаций,
решать критически важные проблемы бизнеса.