USD 92.26 ЕВРО 99.71

BPM в России: более половины компаний уже описали ключевые процессы

Аналитика

BPM в России: более половины компаний уже описали ключевые процессы

К 2014 году мировой объем рынка управления бизнес-процессами (ВРМ — business process management) составит почти 11 млрд долл., продемонстрировав рост в 16%, прогнозирует IDC.

Даже в условиях глобального кризиса более трети компаний не сокращали
расходы на BPM, а 29% хоть и уменьшили затраты в целом, но продолжали развивать
системы. В России рынок BPM сейчас проходит переломный этап, отметили участники
конференции «BPM
2012: новые пути развития»
, проведенной 22 марта CNews Conferences и CNews
Analytics. От того, как поведут себя ключевые игроки и заказчики, зависит
будущее направления: станет BPM полноценным инструментом развития бизнеса или
же будет дорогой игрушкой директоров по развитию.

Глобализация бизнеса, многочисленные слияния и поглощения среди российских
компаний предъявляют особые требования к управлению бизнес-процессами, без
которого предприятия теряют эффективность. В центре внимания бизнесменов
оказываются инструменты описания, оптимизации и автоматизации процессов.

Аналитики IDC отмечают, что почти в каждой четвертой российской компании
описаны все процессы и в 60% компаний описаны ключевые процессы. Отрасли, где
чаще всего описаны все бизнес-процессы — нефтегазовая (44%), производство ТНП
(41%) и торговля (25%). Наиболее отсталыми отраслями, где доля компаний, только
планирующих описание БП, превышает среднее значение в 8%, являются транспорт и
логистика (19%), госсектор (19%) и энергетика и ЖКХ (12%). При этом большинство
компаний в России в 2011 г. осознавали необходимость описания
бизнес-процессов.

Там, где есть понимание необходимости и смысла автоматизации
бизнес-процессов, компании добиваются значительных измеримых результатов. Так,
Леонид Алдошин, директор по проектам «Единой электронной торговой
площадки», оценил итоги проведенного BPM-проекта: «Время согласования договоров
сократилось до 2-3 дней, количество потерянных документов снизилось на 100%,
появилась эффективная система планирования работ, затраты на расходные
материалы уменьшились в 4 раза».

Тем не менее, значительная часть проектов заканчивается неудачей. Некоторые
аналитики склонны винить в неудачах внешние причины: финансовый кризис,
непригодность модных трендов ИТ-рынка, таких как «облака» и т. п. Но многие
проблемы коренятся в неготовности организаций к изменениям, незрелости
процессов и сопротивлении среды. Как отметил главный ИТ-архитектор Сбербанка
России Сергей Рябов: «Пора уже перенести фокус внимания с кнопочек,
закладок и картинок. Это только отвлекает от автоматизации процессов, до
которой дело может и не дойти».

Его поддержал Рахим Сафиуллин, директор управления бизнес-процессов
компании «Банковские информационные системы», назвавший в числе проблем
BPM-проектов отсутствие четкого понимания работы собственного бизнеса у
заказчиков и отсутствие серьезной экспертизы у большинства поставщиков
решений.