USD 64.49 ЕВРО 71.96

Опыт внедрения передовых информационных технологий в Национальном Центре Управления в Кризисных Ситуациях (НЦУКС) МЧС России

Технологии

Опыт внедрения передовых информационных технологий в Национальном Центре Управления в Кризисных Ситуациях (НЦУКС) МЧС России

В результате тендера была выбрана концепция АИС, разработанная на базе ПО Microsoft, которая отвечала запросам заказчика, таким как: отказоустойчивость и катастрофоустойчивость, масштабируемость, легкость инсталляции, поддержки и, обучения персонала, а также возможность надежной защиты от несанкционированного доступа к информации.

Предыстория проекта

Идея разработки современной автоматизированной информационной
системы (АИС) для вновь создаваемого национального центра управления в
кризисных ситуациях МЧС обсуждалась достаточно давно. Однако конкретные задачи
и требования, которым должна отвечать современная АИС, а также задачи и
функциональная структура центра были сформулированы в 2005 году, после визита
министра ЧС С.К.Шойгу в антикризисный центр в Мадриде, созданный после серии
террористических актов на ж/д вокзале столицы Испании в 2004 году. В том же
2005 году был объявлен тендер на разработку АИС для создаваемого в МЧС
Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Основными
требованиями к АИС были заявлены:

  • территориальная распределенность иерархической системы с
    единым центром управления и контроля;
  • открытость архитектуры АИС с возможностью интеграции в нее
    информационных систем регионов и ведомств, а также АИС, ранее использовавшихся
    в МЧС РФ;
  • использование последних достижений в области информационных
    технологий, построения центров обработки, хранения и активации данных;
  • масштабирование функциональных возможностей АИС на все уровни
    управления (7 региональных центров и 85 Главных управлений субъектов федерации)
    в кризисных ситуациях;
  • достоверность и целостность получаемой информации (в т.ч. за
    счет использования электронно-цифровой подписи);
  • защита от несанкционированного доступа к информации, информационная безопасность;
  • современное оборудование, обеспечивающее высокую эффективность
    и безопасность работы системы;
  • отказоустойчивость и катастрофоустойчивость АИС;
  • легкость инсталляции, поддержки и, обучения персонала;
  • автоматизация управления инфраструктурой системы;

В результате тендера была выбрана концепция АИС, разработанная
на базе ПО Microsoft, и представленная ЗАО НПК «Высокие Технологии и
Стратегические Системы», являющимся 100%-ной дочерней компанией концерна
«РТИ-Системы» входящего в АФК «Система» и партнером Майкрософт.

Решение

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)
является органом повседневного управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для
обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области Гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной
безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в
деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.

Внедрение АИС (до 1 декабря 2008 года АИС эксплуатировалась в
НЦУКС в опытном режиме) обеспечило переход НЦУКС на новые технологии
управления, в частности, позволило автоматизировать и формализовать сбор,
обработку и представление органам управления РСЧС оперативной информации о ЧС,
организацию мониторинга и прогнозирования ЧС.

Одним из компонентов АС НЦУКС стал Сервер Интеграции Microsoft
BizTalk Server, который позволил объединить информационные системы в единое
пространство и решить проблемы территориальной распределенности и
сложноподчиненной иерархической структуры МЧС. Первичный съем информации,
тактическое прогнозирование и контроль сроков и объемов мер по локализации и
ликвидации ЧС выполняется оперативной дежурной сменой НЦУКС.

Это мозговой центр НЦУКС, который, не только собирает и
обрабатывает всю информацию о ЧС, включая видеоинформацию с места ЧС, данных из
центров прогнозирования, отчеты исполнителей на местах, но и, используя
возможности АИС, строит тактические планы (технология построена по принципу
«система управления инцидентом»). А в срочных ситуациях дежурная смена наделена
правом принимать решения по локализации и ликвидации ЧС.

Тактический план на основе прогноза по развитию конкретной ЧС
строится практически в режиме реального времени.

В АИС создана информационная оболочка, в которой находятся
информационные ресурсы, включая и уже разработанные планы ликвидации
последствий ЧС по конкретным объектам, а также программа, обеспечивающая поиск
и формирование готовых вариантов решений с учетом меняющихся условий (время
года, суток, погода) в районе событий. В зависимости от ситуации готовый
вариант корректируется, либо сразу дается команда на исполнение, что позволяет
значительно сократить время принятия решений. Таким образом, готовятся сценарии
для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений.

Для построения тактического плана ликвидации на основе
утвержденной модели используются обширные информационные базы данных различных
министерств и ведомств (геоинформация – Роскартографии и геодезии, состояние
погоды и прогнозы на регион ЧС – центры Росгидромета, ЕСИМО – единый центр
наблюдения за мировым океаном и центр предупреждения цунами), снимки из космоса
(собственные ресурсы МЧС, используются 4 спутника связи) и т.д.

Весь этот объем информации, благодаря АИС, теперь доступен
оперативной дежурной смене НЦУКС в режиме реального времени для мониторинга
развития ЧС и, в необходимых случаях, коррекции тактического плана и принятия
оперативных решений.

Вся информация, включая прогнозы развития на географических
картах транслируется на огромный видеоэкран (видео-стена, состоящая из 24
80-дюймовых экранов). Вся эта информация доступна одновременно всем
специалистам, участвующим в ликвидации ЧС.

АИС включает в себя также всю информацию о силах и средствах –
ресурсах материально-технического обеспечения (МТО), которые могут быть
задействованы в конкретном регионе (наличие и количество пожарных машин,
пожарно-спасательных команд, число спасателей и их компетенция, время
развертывания и т.п.) для ликвидации ЧС силами региональных управлений и
центров.

АИС позволяет в случае необходимости действовать «через
уровень», т.е. брать на себя оперативное управление действиями подразделений
при выполнении мероприятий по экстренному предупреждению и ликвидации ЧС (и
ответственность за ее ликвидацию) от регионального управления ЧС, минуя
региональный центр, в НЦУКС и/или в штаб по ликвидации ЧС, а также разработать
в случае необходимости для регионального штаба оперативный (тактический)
прогноз развития ЧС. НЦУКС выполняет также не только координационную, но и
контрольную функцию выполнения мероприятий по ликвидации ЧС локального уровня,
поскольку может получать всю необходимую информацию для контроля сроков и
объемов выполнения оперативного плана ликвидации ЧС, в т.ч. для внесения в него
оперативных изменений.

Кроме того, все отчеты о ликвидации ЧС из региональных центров
ЧС поступают в АИС НЦУКС, пополняя базу данных ликвидированных ЧС, которая
служит не только для контроля и оценки выполненных мероприятий, но и в том
числе для разработки на их опыте оперативных (тактических) моделей прогноза
развития ЧС.

Иными словами, внедрение АИС позволяет НЦУКС МЧС обеспечить в
режиме реального времени выполнение своих ключевых задач:

  • поддержание непрерывного устойчивого и оперативного управления
    в системе МЧС России;
  • обеспечение управления действиями сил и средств МЧС России при
    ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального уровня;
  • информационная поддержка управленческих решений по снижению
    рисков ЧС на критически важных объектах;
  • обеспечение связи и информационного взаимодействия между
    различными уровнями управления и с взаимодействующими системами.

Решение этих задач обеспечивается за счет ключевых новшеств,
реализованных за счет внедрения АИС:

  • автоматизация информационной поддержки принятия решений по
    планированию и контролю исполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации
    ЧС;
  • формализация видеоинформационного взаимодействия с зонами ЧС и
    возрастающего роста объемов информационного обмена с ведомствами, федеральными
    и муниципальными органами исполнительной власти;
  • ситуационное моделирования угроз, кризисов и ЧС, результаты
    которого передаются в различные ведомства, управления и региональные центры
    МЧС, и служат отправной точкой для разработки тактических планов ликвидации
    конкретной ЧС, основанных на утвержденных моделях.

Взаимодействие МЧС (НЦУКС) РФ с федеральными органами власти
(осуществляемое на основе ряда соответствующих «Положений о взаимодействии…»)
не ограничивается взаимным обменом информацией между заинтересованными
сторонами по вопросам экстренного предупреждения и ликвидации ЧС, а также
предоставлением в НЦУКС различной справочно-технической информации, стандартов
и т.п. Согласно Постановлению «О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МЧС активно взаимодействует с Минатомом
(угроза аварии на АС), Минобороны, Минздравом (ресурсы медпомощи при ликвидации
последствий ЧС), Минтрансом, Минтрудом, Минсельхозом (угрозы загрязнения),
Минэнерго, Минюстом, МПР, Госкомрыболовством (угроза загрязнения зон
рыболовства), Госстроем (гидросооружения, мосты, высотные объекты), Росгидромет
(погода, прогнозы, система предупреждения об угрозе стихийных бедствий),
Минпромнаукой, ФСБ и МВД (обеспечение оцепления зоны ЧС, эвакуация населения и
т.п.). При этом на МЧС возлагается координационная роль в таком
межведомственном взаимодействии, которое может ограничиваться как односторонним
сотрудничеством (получение информации), так и двусторонним (обмен
информацией).

Все эти задачи по обмену информацией и координации
межведомственного взаимодействия удалось решить благодаря применению BizTalk.
Поддержка сквозных бизнес-процессов, суть которых – координация информационных
потоков и представление в едином месте информации, собранной из различных
систем в режиме реального времени – это еще одно преимущество Интеграционной
Платформы Microsoft.

А в случае возникновения ЧС федерального масштаба, в МЧС РФ
срочно создается штаб по ее ликвидации, куда также входят руководители
оперативных аварийных, аварийно-спасательных служб и т.п. соответствующих
министерств и ведомств. Кроме того, на НЦУКС возлагается задача поддержки
международных гуманитарных проектов, программ и операций по ликвидации
чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ.

Выбор технологии и ее преимущества

Аналогов НЦУКС и аппаратно-программному комплексу поддержки
принятия решений, разработанному специально для Центра, не существует ни в
одной стране мира.

Выбор разработчиков АИС ПО Майкрософт связан с целым рядом
факторов:

  • возможности гибкого использования и настраивомости ПО под
    решение любых конкретных задач, интегрируемость с ИС, построенными на любых
    платформах, надежность ПО и обеспечение программной бесперебойности работы,
    высокая степень защиты информации и т.п.;
  • экономичность АИС, включая закупку ПО и совокупную стоимость
    владения АИС;
  • высокий уровень сервиса, обеспечиваемый
    компанией-производителем ПО;
  • удобство использования и легкость обучения персонала работе с
    АИС, построенной на основе ПО Майкрософт.

Бесперебойность (жизнеспособность) АИС обеспечивается также и
на аппаратном уровне – 2 сервера, защищенные от любых воздействий, синхронно
дублируют работу друг друга. Бесперебойность АИС поддерживает группа
администраторов, координирующих работу ПО, каналов связи и аппаратного
комплекса.

Структурно в состав АИС НЦУКС входит комплекс средств
автоматизации (КСА) в составе:

  • Комплекс технических средств (КТС) – Центр обработки данных
    (ЦОД) – аппаратная платформа, представляющая собой серверную ферму;
  • система видеоотображения – обеспечивает вывод информации на
    экраны коллективного просмотра;
  • локальная вычислительная сеть;
  • система связи и передачи данных – обеспечивает физические
    каналы связи между комплексами технических средств различных уровней.
  • Комплекс программного обеспечения (КПО) (Центр технической
    поддержки (ЦТП) – представляет собой ПО мониторинга и управления всей
    ИТ-инфраструктурой;
  • система оперативного управления (СОУ) – программный комплекс,
    решающий задачи оперативного управления НЦУКС;
  • подсистемы обеспечения безопасности информации (ПОБИ) –
    предназначена для предотвращения ущерба за счет разглашения; подсистемы
    взаимодействия с министерствами, ведомствами, международными организациями,
    центрами поддержки принятия решений, центрами моделирования и
    прогнозирования.
  • Персонал (пользователи системы и операторы, обслуживающий
    персонал).

Результаты внедрения:

В общем виде результаты внедрения АИС НЦУКС можно
сформулировать следующим образом:

  • значительное сокращение времени реагирования на угрозу
    ЧС;
  • качественное повышение уровня информированности в реальном
    масштабе времени;
  • практическая реализация новейших методов и логики организации
    совместной работы ЦА, ОДС, ОШ и ОГ МЧС России;
  • возможность задействования значительных ресурсов управления
    уже на ранних стадиях развития кризиса;
  • возможность реагирования «через уровень», сегментирование
    системы управления;
  • возможность расчетов инвариантности развития кризиса;
  • высокая эффективность принятых решений;
  • снижение человеческих потерь и материального ущерба.
«

Национальный центр управления в
кризисных ситуациях должен стать основным звеном управления всеми федеральными
и региональными органами власти в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Создание НЦУКС позволит завершить формирование оперативной системы реагирования
на кризисные ситуации и обеспечить управление при переводе гражданской обороны
с мирного на военное время. Формирование информационного центра в структуре
НЦУКС позволит оперативнее информировать население о правилах безопасного
поведения при угрозе возникновения ЧС, а также сократить время оповещения
населения.

»
С.К. Шойгу
Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
«

Любой кризис может привести к
возникновению Чрезвычайной Ситуации и наоборот, любая ЧС может привести к
развитию кризиса. Территориальное распределение системы управления в кризисных
ситуациях основа процесса снижения последствий от рисков возникновения
чрезвычайных ситуаций.

»
А.Д. Легошин
Заместитель директора Департамента оперативного управления МЧС России
«

Образно говоря, наша АИС
обеспечивает МЧС «глазами, нервной системой и отличной памятью (базы данных и
тактические прогнозы)», благодаря которым «мозг» МЧС – штаб кризисный ситуаций
– может принимать решения по их ликвидации практически мгновенно. А этот
выигрыш во времени и точности выполнения мероприятий по ликвидации ЧС – это
спасенные человеческие жизни и материально-технические ресурсы страны.

»
О.Е. Бурынин
Технический директор НПК «Высокие технологии и стратегические системы»
«

Благодаря слаженной и
структурированной работе Центра, реагирование на любые ЧС сегодня, благодаря
нашей автоматизированной информационной системе, происходит мгновенно,
обеспечивая сохранность и безопасность населения, позволяя, тем самым,
поддерживать равновесие в сложных кризисных ситуациях и твердую уверенность в
благополучии завтрашнего дня

»
А.В. Цымбал
Гендиректор НПК «Высокие технологии и стратегические системы»

Cправочная информация

Полный перечень функциональных возможностей АИС НЦУКС:

  • Планирование и организация мероприятий по защите населения и
    территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных
    особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных
    ситуаций.
  • Оперативное проведение мероприятий, направленных на
    предупреждение возможных ЧС, а также на максимально возможное снижение ущерба и
    потерь в случае из возникновения.
  • Прогнозирование и оценка развития возможных кризисных и
    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с вероятностью
    60-70%, в т.ч. с и без учета проведения соответствующих мероприятий по
    предупреждению, локализации и ликвидации ЧС.
  • Автоматизация процессов управления базами данных и процессов
    по предупреждению и ликвидации ЧС любого уровня.
  • Ведение базы оперативных ситуационных планов действий в
    условиях возможных ЧС.
  • Моделирование хода и результатов мероприятий для оценки
    эффективности проводимых мероприятий.
  • Оперативное прогнозирование и оценка сложившейся обстановки в
    зоне ЧС, разработка вариантов плана мероприятий с использованием базы
    ситуационных планов.
  • Разработка и контроль реализации принимаемых решений в ходе
    ликвидации ЧС.
  • Автоматизация процессов оповещения населения в случаях угрозы
    возникновения или о факте ЧС, в том числе с возможностью обратной связи в
    режиме реального времени, с использованием системы ОКСИОН.

Информация о клиенте

Интеллектуальное здание: г. Москва, улица Ватутина, дом 1.

Представляет собой интегрированную многоуровневую
территориально распределенную информационно-управляющую систему. В состав
Центра входит: 1814 человек, из них 160 человек персонала, обслуживающего
техническую составляющую системы, 176 человек оперативного состава (суточную
смену составляют 96 человек).

Параметры здания:

  • высота здания – 49,875 м;
  • этажность (с учетом подземного сооружения и вертолетной
    площадки) – 15 этажей.

Для обеспечения приема и передачи данных, отображения
видеоинформации, обеспечения автоматизированных процессов сбора, анализа
информации в здании проложено:

  • 90 км управленческого провода и кабеля;
  • 12 км стекловолоконного кабеля;
  • 2 «видеостены» с высоким разрешением, и другие современные
    технические системы.

Здание спроектировано и возведено с использованием современных
технологий в области:

  • строительства;
  • информационно-вычислительных систем;
  • систем безопасности;
  • систем жизнеобеспечения.