USD 94.32 ЕВРО 100.28

Насколько бесплатно бесплатное ПО?

Аналитика

Многие любят бесплатное программное обеспечение, несмотря на то, что большое количество программ стоят совсем недорого в сравнении с ценой на оборудование и аксессуары, которые мы покупаем для наших компьютеров или смартфонов.
Возьмите для сравнения чехол и антивирусную программу. В большинстве случаев чехол стоит дороже. Однако за чехол мы платим не задумываясь, потому что бесплатно его никто не даст, а антивирусник стараемся поставить бесплатный.
 
Так почему такое отношение к программному обеспечению? Почему пользователи компьютеров и смартфонов считают, что ПО должно раздаваться бесплатно?

Полагаю, что многие осознают, что программы кто-то создает и для их создания нужно обладать специальными навыками и опытом. Осознают, что эти обученные люди, которых называют программистами, такие же, как и все – хотят кушать и что-то на себя надеть.  Есть такие пользователи, которые догадываются, что помимо программистов над программой работают и другие специалисты – дизайнеры, тестировщики, маркетологи и т.д. Все это обычные люди, которым нужны средства к существованию.
 
И все-таки психологически, для любого человека, ничто не сравнится с ценой «бесплатно».

Я думаю, что подавляющее число пользователей, предпочитающих бесплатное программное обеспечение, не понимают, что, устанавливая его на своем компьютере или смартфоне, они сами становятся товаром. Если обратиться к народной мудрости, то вспоминается: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Эта «товарность» может выражаться по-разному, но суть ее всегда одна и та же. Мы расплачиваемся информацией о себе за право бесплатно использовать чужую работу.
Если вы со мной не согласны, то скорее всего, вы не понимаете бизнес модель, по которой вам бесплатно предоставлена программа. Я не беру в расчет пиратское использование коммерческих версий программ. Это другая история.

Давайте рассмотрим несколько распространенных моделей.
Например, есть большой класс популярных программ, которые всегда были бесплатны. Их давно знают и очень многие ими пользуются. В чем выгода разработчиков? Их несколько.
Ваши регистрационные данные попадают в базу владельца ПО и далее становятся товаром. Есть такое понятие – директ маркетинг. Так вот, база данных реальных клиентов всегда стоила денег. Вам всегда будут предлагать что-то купить. Иногда вы даже не понимаете, откуда они взяли адрес вашей электронной почты. А вы ведь его сами дали.

Другая возможность вас продать – во время установки бесплатной и популярной программы, установить на вашем компьютере еще одну программу. Иногда несколько. Знающие люди говорят, что ставят до пяти разных программ за одну инсталляцию. Как правило, это пробные версии коммерческих продуктов. Часто их устанавливают без вашего ведома, в так называемом, «беззвучном» режиме.  Через некоторое время, вы вдруг обнаруживаете, что у вас уже что-то установлено, и не понимаете — как это произошло. Иногда такие инсталляторы показывают окно, где вы можете убрать галочку с опционально устанавливаемой программы, но те, кто платит за установки, не любят этого, и инсталляторы предпочитают либо максимально спрятать опцию, либо вообще молча установить, не спрашивая у вас согласия.

Следующая категория программ, использующая вас в качестве товара, показывает вам рекламу от третьих лиц. То есть продает ваше время и испытывает ваше терпение. Как правило, перед этим вы все равно передаете свои регистрационные данные, и покупатель знает, кому он показывает рекламу.

Существуют предложения усеченных версий от разработчиков. Вы устанавливаете облегченную версию программы бесплатно, после регистрации. Здесь ставка на то, что, привыкнув к продукту, вы смиритесь с мыслью о том, что можно и потратиться на полнофункциональный продукт. Это самореклама, плюс вы попадаете в базу клиентов и становитесь мишенью маркетинга производителя программы.  И в этом случае не стоит исключать вероятность продажи ваших контактных данных другим производителям.
 
Немногие пользователи с этим знакомы, но иногда можно получить бесплатный продукт в обмен на запись в ряды бетатестеров. Здесь все ясно – вы себя ощущаете не подопытным кроликом, а участником большого проекта. Ну, а для компании–разработчика, вы, конечно же, кролик.
 
Хотя нередки случаи, когда без всякой записи все пользователи становятся кроликами, поскольку выпускаются сырые, недоработанные программы. Однако это отдельная история.

Про браузеры вы все знаете. Их никто не продает, но они о вас знают все – куда вы ходили, что смотрели, чем интересовались. И все это становится товаром. Его продают рекламодателям.
Куки, которые фиксируют все ваши действия, можно отключить, но это не исключает передачи производителю других данных о вас. Именно поэтому идет такая жесткая борьба за пользователя между разработчиками браузеров. Очень выгодно раздавать их бесплатно и превращать вас в товар.
Зайдите в магазин приложений для смартфонов. Выберите бесплатное приложение с простым функционалом. Перед загрузкой вас попросят разрешить программе доступ к данным, которые сложно представить в качестве необходимых для работы этого приложения.
Вице-президент компании Veracode, специализирующейся на мобильной безопасности, Теодора Титонис, считает, что некоторые приложения часто заходят слишком далеко: «Когда вы используете приложение-фонарик, оно отправляет значительное количество данных по всему миру» .  В популярных бесплатных программах рекламные программы и их близкие родственники, шпионские программы, стали довольно распространенным явлением.
 
Очевидно, что сейчас присутствует тренд, когда многие не только не скрывают информацию о себе, но и пытаются ее сделать как можно более доступной для всех пользователей мировой паутины. Поэтому так разрослись социальные сети во всем мире. О многих людях можно узнать все и сразу только из их аккаунтов.
На ум приходит роман Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам». Мне кажется, что это не столько сатира на современное общество, сколько предсказание будущего.

Но есть люди, которые предпочитают скрыть от посторонних хоть какую-то часть информации о себе. Возможно, что кто-то из них задумается, прочтя эту статью. Может быть стоит потратить несколько сотен рублей и не становится товаром на ярмарке производителей ПО?

Программы информационной безопасности собирают и обрабатывают разнообразную информацию. Многие из них передают эту информацию на сервера производителей. Вы думаете, что разработать программу, которую вам дал разработчик ничего не стоит? Или производитель не заплатил своим программистам за работу над ней?
А может быть, все-таки информация о вас как-то монетизируется? Если вы считаете, что вам есть что защищать, то, может быть, это стоит каких-то денег? Чтобы получить какой-то функционал, придется чем-то расплатиться. И только вам решать – будут ли это деньги или ваши личные данные.

На мой взгляд, все это справедливо. Если вы не хотите платить за товар, значит сами становитесь товаром. Вспомните, что говорит народная мудрость про бесплатный сыр…