USD 93.29 ЕВРО 99.56

Рынок ПК: кризисные тренды

Аналитика

По предварительным данным аналитической компании Gartner Inc. объем общемировых поставок персональных компьютеров во 2-м квартале 2009 года по отношению к тому же периоду прошлого года снизился на 5% и составил 68,1 млн шт.

При этом, мировой рынок ПК показал себя лучше, чем ожидалось: ведь в своем июньском прогнозе эксперты Gartner предсказывали, что его объем за 2-й квартал уменьшится на 9,8%. «В 1-м квартале 2009 года пополнение запасов сыграло важную роль в росте поставок, однако во 2-м квартале этот фактор оказывал меньшее влияние, — указываает Микако Китагава, один из ведущих аналитиков Gartner. — Хотя рынок все еще падал, лучшие, чем ожидалось, результаты можно интерпретировать как первый признак восстановления рынка ПК по объему поставок в отдельных регионах».

Рассматривая региональный расклад рынка ПК во 2-м квартале нынешнего года, специалисты Gartner в первую очередь обращали внимание на положение дел в Западной Европе, где объем поставок сократился до 13,3 млн штук — на 3,3% относительно аналогичного периода прошлого года. Как говорит Ранжит Атвал, другой ведущий аналитик компании, на западноевропейском рынке ПК в последнее время наблюдались две противоположные тенденции. С одной стороны, в сегменте профессиональных компьютеров было зафиксировано 21-процентное падение поставок, в то время как в потребительском сегменте, наоборот, произошел 21-процентный рост. При этом основным драйвером рынка в массовом сегменте стали мини-ноутбуки, на долю которых пришлась одна четверть от всех поставок ПК потребительского класса. Таким образом, благодаря этим мини-устройствам рынок ПК избежал резкого падения во втором квартале, которое иначе бы составило более чем 15%.

Что касается положения вендоров, то в их лидирующей тройке оказались Acer, HP и Dell. При этом компания Acer смогла достичь высочайших показателей роста на рынке Западной Европы благодаря увеличению сбыта мини-ноутбуков в общем объеме своих поставок ПК — на ее долю пришлась почти половина продаж этих систем. А позиция Dell, напротив, ухудшилась, поскольку продажи ПК профессионального назначения резко упали, и доля этой компании на западноевропейском рынке уменьшилась почти на 21%, что отодвинуло ее на третье место (первую позицию Dell удалось занять лишь в Великобритании). Вторую строчку занимает НР, которой удалось немного увеличить свою долю рынка — на 1,4%.

Поставки ПК, осуществлявшиеся в Западной Европе во 2-м кв. 2009 г. (тыс. шт.)

Компания

Объем поставок во 2кв. 2009г.

Доля рынка во 2кв. 2009г. (%)

Объем поставок во 2кв. 2008г.

Доля рынка во 2кв. 2008г. (%)

Рост 2кв. 2008г. — 2кв. 2009г. (%)

Acer

3214

24,3

2586

18,9

24,3

Hewlett-Packard

3014

22,7

2974

21,7

1,4

Dell

1553

11,7

1960

14,3

-20,8

Toshiba

767

5,8

814

5,9

-5,8

ASUS

679

5,1

801

5,8

-15,2

Другие

4026

30,4

4573

33,4

-12

Всего

13 254

100

13 707

100

-3,3

Снижение спроса на компьютеры, произошедшее в самых больших и развитых западноевропейских странах — Великобритании, Франции и Германии — продолжится и во второй половине 2009 года. За 2-й квартал продажи в этих странах составили соответственно 2,577, 2,258 и 2,325 тыс. шт. Самый значительный спад поставок на рынке ПК был зафиксирован в Великобритании, где отмечалось снижение как профессионального, так и потребительского сегмента, особенно первого из них, где продажи упали более чем на 25%. Во Франции снижение было не слишком значительное – на 1,2%, в основном оно было обусловлено сокращением закупок бизнес-машин и увеличением срока жизни настольных ПК.

Закупки в потребительском сегменте за год даже выросли на 17%. В этой стране рынок определялся ростом спроса на мобильные системы, доля которых составила 64% продаж. В Германии объем рынка по сравнению со 2-м кварталом 2008 г. сократился на 2,7%. Здесь также отмен 17%-ный рост в потребительском сегменте (в основном за счет нетбуков), который и «вытащил» в какой-то степени рынок в целом. Профессиональный сегмент оставался очень слабым; некоторые вендоры в сегменте профессиональных настольных ПК имели спад поставок более 20% по сравнению с прошлым годом. «В профессиональном сегменте не только нет признаков какого-либо возврата к расходам, но на большинстве рынков мы, по-видимому, увидим их дальнейшее сокращение, — констатирует Ранжит Атвал. — Потребительский сегмент мобильных ПК поддерживал рынок Западной Европы только растущим объемом мини-ноутбуков, общий объем поставок которых составил почти 20% всего рынка мобильных ПК в регионе EMEA».

Ситуация, сложившаяся за 2-й квартал текущего года в этом регионе, включающем страны Европы, Ближнего Востока и Африки, была детально рассмотрена специалистами аналитического агентства IDC. По их оценкам, рынок ПК региона EMEA второй квартал подряд демонстрирует негативные тенденции: по результатам истекшего периода — с апреля по июнь 2009 года — поставки настольных систем и ноутбуков (без учета серверов х86) уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,8% — до 21,9 млн устройств. При этом в странах Центральной и Восточной Европы (CEE) поставки упали не менее чем на 40%, а вот на Ближнем Востоке и в Африке (MEA), благодаря бюджетным портативным системам, увеличились на 3,6%. В обеих частях этого региона снижение поставок ноутбуков достигло 10,6%, в то время как потребление настольных систем упало на 31%.

Лидерство в регионе EMEA по предварительным итогам 2-го квартала сохранила компания Hewlett-Packard. Она удерживает прочные позиции как в потребительском сегменте, так и на корпоративном. Компания реализовала 4,2 млн компьютеров, заняв долю рынка 21,2% (минус 1,6%). Компания Acer продолжает экспансию на рынке нетбуков и занимает второе место в общем зачете с долей 20,5%. Acer — единственный производитель, доля которого за год увеличилась — на 17,8%. Компания реализовала 4,05 млн систем против 3,44 млн в прошлом году и вплотную подобралась к HP. Третье, четвертое и пятое места занимают Dell, Toshiba и Asustek с долями рынка 10,5%, 5,6% и 5,2%. Их доли за год сократились соответственно на 23,6%, 19,1% и 22,1%.

Наибольшее влияние нынешний экономический кризис оказал на покупателей в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, — здесь продажи по сравнению со 2-м кварталом прошлого года упали на 39,5%. Напомним, что по итогам 1-го квартала 2009 года Центральная и Восточная Европа продемонстрировали сокращение спроса в размере 41%, что также стало наихудшим значением среди всех географических регионов. Комментируя результаты 1-го квартала, аналитики IDC связывали негативные цифры с обвалом кредитного рынка: значительным сокращением числа кредитных линий и ужесточением требований к заемщикам.

Продажи персональных компьютеров в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и а Африке (CEMA) снизились на 21,7%. Продажи ноутбуков в CEMA сократились на 10,6%, настольных ПК — на 31%. Регион находится под влиянием глубокого экономического кризиса, четкого окончания которого пока не видно. Аналитики не ждут возврата положительной динамики в регионе до 2-й половины 2010 г.

Константин Ушаков