USD 92.01 ЕВРО 98.72

Информация как стратегический ресурс бизнеса

Аналитика

Вопросы корпоративного управления информацией уже давно находятся в центре внимания аналитиков Gartner. Как показали их наблюдения, в последние два-три года актуальность управления информацией значительно возросла, и организация этого процесса стала стратегическим приоритетом компаний.

Согласно исследованиям Gartner, бизнес-аналитика выходит на первое место среди задач, которые бизнес-менеджмент ставит перед ИТ-руководством. И это бизнес требование превращается в один из ключевых элементов ИТ-стратегии. Накопление огромных массивов данных в компаниях выводит на повестку дня задачу эффективного их использования в интересах бизнеса.

Сегодня уже все понимают, что информация стала важнейшим фактором, влияющим на принятие обоснованных управленческих решений и эффективность деятельности. Но, осознавая значение информации, компании далеко не всегда знают, каким образом превратить ее в стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность бизнеса. Сегодня широкое распространение получили различные методы управления информацией и средства их автоматизации – управление метаданными, обеспечение качества данных, интеграция данных, корпоративный документооборот, управление корпоративным контентом, управление мастер данными (Master Data Management, MDM), бизнес-аналитика. Проблема в разрозненности этих элементов, отсутствии единой стратегии в области управления информацией, которая бы самым непосредственным образом связывала интересы ИТ-подразделений сбизнес-стратегией компании. Как выстроить эту стратегию и подчинить ей все инициативы, организационные и технологические? На этот непростой вопрос отвечают в Gartner, предлагая концепцию корпоративного управления информацией. И вполне в русле этой концепции развивает свою стратегию «Информация по требованию»компания IBM.

Аналитики Gartner определяют корпоративное управление информацией(Enterprise Information Management, EIM)как интегративную дисциплину, которая позволяет структурировать, описывать и управлять информационными ресурсами независимо от организационных и технологических границ и которая направлена на повышение эффективности деятельности, обеспечение ее прозрачности и глубокое проникновение в проблемы и задачи бизнеса. Ключевым словом в этом определении является «интегративный» – в концепции EIM аналитики стремятся объединить хорошо известные бизнесу технологические области управления информацией, дополнив их необходимыми процессами, моделями управления и организационными структурами. Масштабы EIM потребуют серьезных организационных усилий для обеспечения точности, целостности, доступности и безопасности корпоративных информационных ресурсов. Важно, что любые инициативы в рамках EIM должны иметь корпоративный характер, не ограничиваясь задачами отдельных подразделений или технологических областей, но учитывая потребности управления информацией в масштабах всей организации. Итогом реализации EIM должно стать создание корпоративной информационной архитектуры, которая поможет организации в том числе справиться с проблемами семантики данных, используемых различными приложениями и информационными хранилищами.

Согласно Gartner, реализация стратегии управления информацией как корпоративным ресурсом, трансформация накопленных данных в ключевой актив бизнеса, способный непосредственно влиять на его прибыльность и конкурентоспособность, имеют большое значение для организаций любого масштаба и любых отраслей. Аналитики считают, что для успешной реализации этой стратегии компании необходимо предпринять несколько принципиальных шагов, а именно:

 

■ сформировать общекорпоративное видение, концепцию того, как организация должна управлять информационными активами любых типов;

■ определить стратегию претворения этой концепции в жизнь, обосновать перед бизнесом необходимость инвестиций в EIM и сформировать конкретные планы ее реализации;

■ сформировать соответствующие команды специалистов, определить все необходимые роли, найти, при необходимости нанять квалифицированные кадры с нужными для корпоративного управления информацией знаниями и навыками, выявить существующие и недостающие технологические ресурсы для поддержки принципов EIM;

■ определить стандарты и политики для стратегического управления информационными активами всех типов и для руководства работой команд, которые занимаются созданием, управлением и потреблением информации; на постоянной основе контролировать соответствие установленным стандартам и политикам;

■ определить метрики и процессы для постоянного совершенствования управления информацией и выявления реальной значимости EIM-инициатив для бизнеса.

Текущий год характеризуется не самой простой ситуацией для развития бизнеса любого масштаба и области деятельности. Топ-менеджеры компаний, включая ИТ-директоров, с целью сохранения работоспособности и потенциала для развития должны постоянно решать проблемы оптимизации затрат, повышения эффективности и прозрачности своей деятельности, снижения рисков. Реализация стратегии EIM может внести весомый вклад в достижение этих целей благодаря:

■ сокращению затрат на хранение данных и снижению рисков, связанных с управлением контентом унаследованных приложений и хранилищ;

■ повышению эффективности засчет более рационального использования существующей информации и гарантированного получения достоверных данных. По данным Gartner, к 2011 году компании, которые смогут реализовать методы и технологии EIM, обеспечат в два раза большее сокращение операционных затрат по сравнению со своими конкурентами.

Управление информацией в России

Как отмечает Наталья Горина, руководитель аналитического отдела компании Market-Visio Consulting, эксклюзивного представителя Gartner в России, уровень реализации стратегии управления информацией на предприятии зависит от многих факторов, в том числе от степени освоения соответствующих технологий, культуры ИТ потребления, но главное – от управленческой культуры бизнеса. К сожалению, для очень многих российских предприятий характерно отсутствие такой бизнес — культуры, что препятствует продвижению полномасштабной стратегии управления информацией и созданию корпоративной информационной архитектуры. Сложно убедить менеджеров по продажам сохранять данные в CRM-системе, если они не осознают необходимости этой информации для принятия решений в других департаментах и не мотивированы руководством бизнеса на поддержку точной и качественной информации, связанной с их деятельностью. Реализация EIM невозможна без осознания важности и необходимости управления информацией, равно как и без понимания срочности реализации стратегии EIM как на уровне бизнес — стратегии, так и на уровне стратегии ИТ.

Исследования Market — Visio показывают, что довольно широкое распространение получает внедрение систем управления документооборотом, которые в кризисный период становятся еще более востребованными. Качественная реализация таких решений может обеспечить значительное повышение эффективности бизнеса, и тому есть немало примеров на российских предприятиях. Однако в области информационных решений более высокого уровня, таких как бизнес-аналитика и управление эффективностью бизнеса, Россия не может похвастаться значительными успехами. Хотя и у нас есть ряд успешных компаний, где менеджмент осознает ценность информации и стремится сделать информационную стратегию частью общей бизнес — стратегии компании, что без полноценного внедрения систем бизнес — аналитики, обеспечивающих данные для развития бизнеса, сделать практически невозможно.

Тем не менее исследования MarketVisio Consulting показывают рост заинтересованности российских предприятий в комплексном подходе к управлению информацией, в частности к использованию BI-решений. Горина считает, что в условиях кризиса эта тенденция может усиливаться. Сегодня основным аргументом в пользу тех или иных ИТ — инициатив является возможность с их помощью удержать бизнес на плаву и добиться повышения его эффективности. Методы и инструменты EIM способны достаточно быстро после внедрения продемонстрировать реальную выгоду для бизнеса, поэтому продвижение стратегии и средств автоматизации управления информацией имеет большие шансы на развитие в нынешние непростые времена.

Однако в России развитию этой тенденции необходимо помогать, подготавливая рынок к внедрению и использованию технологий, убеждая компании в необходимости согласовывать инициативы в области управления информацией с их общими стратегическими бизнес — инициативами. Именно на такое «обучение» рынка направлена новая комплексная программа IBM Information Agenda.