USD 63.95 ЕВРО 71.13

За пределом рекламного шума

Аналитика

За пределом рекламного шума

Вы когда-либо думали о том, что останется после того, как маркетологам надоест термин «облачные вычисления» и они перекинутся на что-то другое? Ведь наверняка, это не последняя монументальная вещь, которую они рекламируют.

Хорошо бы начать анализ того, что останется, если разрушить создаваемый пиарщиками миф о том, что теперь все вращается вокруг облаков.

Для тех, кто забыл, мы напомним, что история началась, когда в поле нашего зрения попали очень важные для индустрии разработки –виртуализация, на аппаратном уровне,  и эволюция программной архитектуры  приложений вокруг модульных компонентов и веб сервисов, а также развитие операционной составляющей в сервисы самообслуживания в области биллинга,  снабжения ресурсами и тд.

Суть в том, что эти составляющие изменяют экономику хостинга, позволяя провайдерам предоставлять услуги дешевле, гибче и надежнее.

Если сложить это вместе с постоянным фокусом на цене и уровне обслуживания внутри сообщества покупателей и пользователей, то, действительно, все вращается вокруг облаков (рис.1)

И когда ты описываешь историю развития ИТ индустрии за последнее десятилетие в этом направлении, все это выглядит очень логично и разумно. Аналитики обычно подводят к тому, что ИТ постепенно будет двигаться в сторону эластичных сервисов – новой модели предоставления ИТ услуг весьма утилитарного значения. Есть мнение, что корпоративные дата-центры уйдут в прошлое.

Но, есть проблемы на пути перехода в публичные облака, связанные с раздражающими юридическими  правилами, сложностями информационного менеджмента и целом наборе других практических вещей, например, необходимость выбросить своих работников на улицу и заставить их работать в чьем-нибудь другом дата-центре.  Все это не так просто, как многим кажется. Именно поэтому такие попытки приводят к концепции «частных облаков» или «гибридного облака», в котором вы получаете хотя бы некоторое преимущество гибких вычислений и экономии, которую дарят облака, но внутри вашей собственной ИТ инфраструктуры.

Считаете ли вы это компромиссом, шагом в нужном направлении или заявлением, что облака идеальны в других формах , это всего лишь ваш взгляд на проблему. С точки зрения нашей команды прагматиков-аналитиков из Freedon Dynamics,  все эти разговоры по поводу частных/гибридных облаков, похожи на зацикливание восприятия – гибкая и эффективная технология, созданная для оптимизации работы дата-центров сделала возможным публичные облака, и если вы уберете отсюда провайдера, то вы получите… гибкую и эффективную технологию, которая поможет вам оптимизировать ваш дата-центр. И вот здесь мы отправляемся туда, откуда мы начали. В этом и есть нелогичность маркетинга.

Главный фокус в том, чтобы вытряхнуть из голов искусственно внедренную туда идею, что все вращается вокруг облаков. Гораздо объективнее картинка смотрится, когда мы отредактируем рис. 1 соответствующим образом (рис. 2). В такой версии она дает больше пищи для анализа.

Использование термина «сервис-ориентированная ИТ инфраструктура» выглядит, будто мы добавляем неразберихи в общий хаос, но на самом деле это краткий термин, описывающий подход с фокусом на предоставляемые возможности  бизнес — пользователям, а не на том, как эти сервисы доставляются.

Очень простой пример – разница  между SLA с описанием инфраструктуры электронной почты (определенный софт, сервера, хранение данных, и тд.) против соглашения с бизнесом о том, будет поддерживаться рабочий почтовый сервис. Если где-то там ИТ персонал выделяет и перемещает ресурсы на лету, чтобы сбалансировать утилизацию и работоспособность серверов, когда потребность в электронной почте сильно изменяется, это их работа. Если электронная почта перемещается в облако или провайдеру для удовлетворения незапланированных пиковых потребностей,  то эта работа также ложится на ИТ. Конечно, все остальные условия (безопасность, защита и другие требования) должны быть соблюдены. Но главное – что все это – возможности, которые нужны бизнесу, и если у ИТ есть больше выбора, как доставлять эти сервисы эффективно и оптимально, то все будут довольны.

Если посмотреть в будущее, современное направление развития ИТ индустрии говорит о том, что есть множество моделей достижения желаемых требований (рис 3).

Сейчас большинство корпоративных ИТ сидят в левом нижнем квадранте, и пока ярые сторонники облачных вычислений заявляют, что у них все в правом верхнем, правда состоит в том, что если вы действительно задумываетесь о том, как наилучшим способом донести сервисы до конечных бизнес-пользователей, у вас, скорее всего, будут системы во всех четырех квадрантах, и даже охватывать несколько во многих случаях.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что истинная сила облачных вычислений  — в сервис-ориентированном подходе, который дошел до нас благодаря увлечению ИТ технологиями, что позволило предложить больше вариантов и увеличить гибкость, и все это – позитивное движение.

 

 

Подготовлено НП «СОДЕЙСТВИЕ»