Другие новости
Аналитика доходности ASIC-майнеров и динамики BTC за сентябрь 2025 года
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Российская дипломатия против еврочиновников получила поддержку многих стран
Общество
В мае завершилось одиннадцатое заседание конференции сторон Роттердамской конвенции в Женеве. На этом совещании в очередной раз решалась судьба большого сектора промышленности, с которым только в Российской Федерации связаны около 400 000 человек. Это жители моногородов, в которых расположены предприятия, добывающие и обрабатывающие хризотиловый асбест, – волокнистый минерал, активно использующийся при производстве, в первую очередь, сторительных материалов. Почти два десятилетия страны европейского союза, Австралия, Чили и некоторые другие страны пытаются продавить запрет использования хризотилового асбеста во всем мире. В 2023 году битва за хризотил на Роттердамской конвенции вышла особенно жаркой — и эта борьба затронула, без малого, весь мир.
Давление вместо переговоров
Многолетние (начиная с 2006 г.) попытки включить хризотиловый асбест в Приложение III Роттердамской конвенции не принесли их инициаторам желаемого результата. После 16 лет рассмотрения вопроса на восьми заседаниях, к маю 2023 года всем стало очевидно, что в текущем международном правовом поле достичь желаемого результата невозможно. Несмотря на это вопрос о внесении хризотилового асбеста в запретительный список Конвенции был рассмотрен в очередной раз. В итоге 28 стран выступило за включение хризотила, против выступили 6 стран: Российская Федерация, Казахстан, Индия, Киргизия, Зимбабве и Пакистан. Ввиду отсутствия консенсуса, решением Председателя конвенции вопрос был перенесен на следующее заседание Конференции сторон в 2025 году.
Предвидя такой результат, в соответствии с Правилами процедуры Роттердамской конвенции, представители Швейцарии, Австралии, Мали и ряда других стран направили предложение о пересмотре самой процедуры принятия решений, который де-факто менял бы принцип принятия решений по существу Конвенции – с консенсуса на принятие решения методом голосования. Напомним, что консенсус возможен только при условии принятия решения по конкретному вопросу всеми участниками Конвенции, в то время как голосование обязывает несогласные страны исполнять решение, принятое большинством. Расчет был прост — такое изменение принципа принятия решения позволило бы легко обходить право «непослушных» стран на свое мнение, подключая к достижению нужного решения те или иные страны через рычаги влияния. Это предложение группы стран изначально противоречило самому духу Конвенции и смыслу международных договоренностей.
На попытку пересмотра текста Конвенции и изменение правил принятия решений последовала жесткая реакция со стороны крупнейших стран мира. Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Куба, Индонезия, Сирия, Пакистан, Иран, Кыргызстан, Казахстан, Япония, Российская Федерация, Ирак, ОАЭ, Венесуэла и другие страны в течение недели отстаивали свое право на суверенитет. Несмотря на все усилия договориться, стороны не услышали друг друга, и секретариат РК был вынужден поставить вопрос на голосование. Против инициативы по пересмотру процедуры принятия решений проголосовали 40 стран мира, в которых проживают две трети населения всей планеты. В рамках заседания сторон Роттердамской конвенции — это первый случай голосования за последние 10 лет, что говорит как о непримиримом характере противоречий между участниками договора, так и об определенном уровне отчаяния со стороны Европейского союза, Чили, Австралии. Попытка изменить процедуру принятия решения означает утрату доминирующего влияния западных стран на международной арене, подъем самосознания и решительное отстаивание своих интересов странами, которые ранее шли в фарватере западной политики.
Что будет дальше?
В составе российской делегации в 11 заседании конференции сторон приняли участие представители Министерства иностранных дел, Минздрава России, Минпромторга России, Минприроды России. Обсуждение вопроса хризотила и внесения изменений в текст Конвенции потребовало десятка пленарных заседаний и заседаний контактных групп, а также напряженной работы от всех участников процесса. Благодаря солидарной поддержке со стороны международного сообщества удалось сохранить как характер принятия решений на основе консенсуса, так и продолжение использования хризотилового асбеста.
Не вызывает сомнений, что страны ЕС, Чили, Австралия и ряд других не оставят попытки запретить применение хризотила — на новом заседании сторон Роттердамской конвенции в 2025 году хризотиловой отрасли стоит ожидать новых «сюрпризов». Вместе с тем общая поддержка крупных и динамично развивающихся экономик вселяет надежду на благополучное решение по хризотилу, которое придаст всей нашей отрасли новый толчок в развитии, расширит сферы использования природного минерала.
