USD 96.07 ЕВРО 105.11

Юрий Лужков озвучил этические и физические угрозы эволюции Датаизма

Общество

Экс-мэр Москвы Юрий Лужков рассказал о том, что завершает небольшую работу под названием «Датаизм: благо или опасность?», в которой он рассуждает о возможностях и угрозах «цифрового» будущего для человечества.

Смысловыми корнями этот материал Юрия Лужкова связан с важнейшими проблемами развития, бытия и, теоретически, неизбежным завершением земной человеческой цивилизации. Эта проблема волновала еще античных философов и создателей Библии, занимала умы человечества в эпоху Возрождения, стала сквозной темой исследований периода новейшей истории, связанной с невиданным и все более ускоряющимся прогрессом как научно-технической среды, так и искусственного интеллекта.

Человечество вступило в ту фазу развития, когда оно все в большей степени зависит от «Датаизма», — так автор называет создаваемую человечеством и все менее от человека зависимую интеллектуальную, технологическую и материальную среду, оснащенную искусственным интеллектом. По традиции и по инерции мысли, пишет Лужков, мы только начинаем осознавать, что прогресс в этой сфере чреват не только непредставимыми доселе благами для человека, но и несет в себе грозную опасность конкурентной борьбы человеческой цивилизации и цивилизации Датаизма.  

«Есть ли сомнения, что рано или поздно (скорее, рано) появится «существо» с заранее заданными свойствами, вначале простыми, а затем усложняющимися до бесконечности. Такой «человек» будет, гипотетически, наделен невероятными, непредставимыми возможностями в плане интеллекта, силы, талантов разного свойства. По всем параметрам он будет отличаться от нас с вами как современный авиалайнер от бумажного детского самолетика», — подчеркивает Юрий Лужков.

Автор предупреждает об опасности как интеллектуальной, так и физической детренированности как последствий развития искусственного интеллекта: «Датаизм развивает рефлексы безделия, безмыслия, отвычки не просто от каких-либо интеллектуальных или физических действий, но и от умения и навыка принимать решения. Мы каждый день и в нарастающей прогрессии перепоручаем ему функции управления, начиная от бытового и заканчивая отраслевым и даже общегосударственным уровнем». Как занятия спортом компенсируют недостаток физических нагрузок в обычной жизни, так и мозг нуждается в регулярных тренировках, подчеркивает Лужков: «Интеллектуальная сила человеческого мозга не должна постепенно ослабевать по той причине, что человек перепоручил свою работу компьютеру».

Затрагивая угрозу деградации части людей, на фоне все большего числа процессов, осуществляемых теперь искусственным интеллектом, Лужков поднимает и этический аспект проблемы, задаваясь вопросом, сможет ли человек сделать Датаизм «морально и нравственно оснащенной силой?», опасаясь, что в своей эволюции Датаизм придет к пониманию того, что мораль присуща лишь человеку, и в этом случае восторжествует принцип целесообразности. В последнем случае, отмечает автор, шансы человечества не велики. Он говорит о необходимости развития прогностических возможностей Датаизма, «которые могли бы обеспечить взаимно корректное взаимодействие Датаизма и человечества на бесконечный период времени. При этом прямолинейное понятие Целесообразности как таковой должно быть заменено гуманистическим понятием Блага для человечества и Блага для планеты».

Развивая идеи неизбежной конкуренции и борьбы двух цивилизаций, Лужков не только полемизирует с античными мыслителями и современными учеными и философами, среди которых – Владимир Вернадский, Дмитрий Менделеев, философы-космисты и мыслители Николай Федоров и Константин Циолковский, религиозный философ Сергей Булгаков, Станислав Лем, Юваль Ной Харари и Стивен Хокинг.  Смысл работы Юрия Лужкова – не только в осознании драматичности и сложности текущего момента, но и, по сути, в актуальном предупреждении о том грядущем, которое создается человеком и уже сегодня противостоит человечеству.

Задачу данной работы Юрий Лужков видит в привлечении внимания прежде всего молодого поколения к проблематике Датаизма, который сегодня уже имеет влияние не только на сферу технологий, но и даже на творчество: «Не каждый музыковед способен отличить «компьютерный» вальс от созданного человеком, и уже сегодня компьютерный музыкальный синтезатор может заменить собой полносоставный симфонический оркестр».

Лужков в своей работе подчеркивает, что человек «не должен погибнуть от дела рук своих»: «Человечество способно и обязано заняться, не откладывая, прокладыванием нового цивилизационного курса, в результате которого на Земле воцарится иной, более совершенный мир».