USD 78.09 ЕВРО 91.78

Гарик Кравцов предупредил бизнес, какие риски возникают при приеме платежей напрямую на карту

Общество

По данным исследования Pact и «Дела PR», 63% компаний получают значительную часть выручки через мессенджеры, а 72% уже используют Telegram для продаж. Но многие предприниматели по-прежнему принимают оплату на карту, отправляя реквизиты клиенту в чат — и делая это, нередко нарушают законодательство.

Как поясняет Гарик Кравцов, основатель и генеральный директор платежного сервиса Payselection, такие «серые» схемы могут привести к серьезным последствиям:

— Нарушение 54-ФЗ: при любой онлайн-оплате требуется кассовый чек. Его отсутствие грозит штрафами — до 10  000 руб. за невыдачу чека и от 75% до 100% от суммы расчета за неприменение кассы (но не менее 30  000 руб.).

— Нарушение 115-ФЗ: платежи «с карты на карту» не позволяют идентифицировать клиента и контролировать операции, что может расцениваться как нарушение правил по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Штраф — до 50  000 руб. для ИП и до 1 млн руб. для компаний, возможна блокировка расчетного счета или приостановка деятельности до 90 дней.

— Уголовные риски (ст. 171 УК РФ): если доход от таких операций превышает 2,25 млн руб., действия могут квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность. Наказание — штраф до 300  000 руб., обязательные работы или арест. Если сумма больше 9 млн — возможна уголовная ответственность с лишением свободы до 5 лет.

Кроме юридических последствий, такие оплаты ведут к путанице в бухгалтерии, отсутствию фискальных данных, рискам мошенничества и потере доверия со стороны клиентов, которые ожидают прозрачности и легальности сделок.

Гарик Кравцов подчеркивает, что принимать оплату в мессенджерах и социальных сетях можно легально, для этого не нужен сайт или физическая касса. Достаточно использовать платежные ссылки и облачную онлайн-кассу — они обеспечивают автоматическую фискализацию и передачу данных в налоговую. Такой подход позволяет соблюдать требования законодательства, сохранять репутацию и доверие покупателей.