Другие новости
Продажи Geely Auto превысили 2,17 миллиона единиц, рост на международных рынках составил более 53%
Hisense представила инновационные решения в области телевизионной техники на выставке CES 2025
Hisense представила свой взгляд на будущее ИИ на выставке CES 2025
Huawei публикует 10 главных тенденций вследствие запуска FusionSolar 2025
Компания Segway официально признана мировым брендом № 1 по продажам электросамокатов
Американские атомные крейсеры: кто потопил самое современное оружие в арсенале США?
Общество
Американские атомные крейсеры проекта Калифорния отправил в отставку асбест. Два уникальных судна, с 1968 года являвшихся надеждой и гордостью флота США, превратились в груду металлолома не из-за коварства советской разведки, интриг союзников или просчетов инженеров — их уничтожил обычный изоляционный материал. Завесу тайны над одной из удивительных страниц в жизни военно-морского флота США в последних числах июля приоткрыл журнал The National Interest.
Два атомных ракетных крейсера класса Калифорния (USS Калифорния (CGN-36) и USS Южная Каролина (CGN-37) были одними из самых современных судов, находящихся в распоряжении военно-морского флота США с 1970-х по 1999 год. Они обладали огромным запасом хода, их реактор D2G работал в три раза дольше предыдущей версии, а время автономной работы позволяло совершать длительные походы без необходимости дозаправки. Правда, уже в то время руководство Соединенных штатов жаловалось на дороговизну обслуживания ядерных реакторов — старый добрый мазут оказался дешевле.
Впрочем, до поры до времени военные умудрялись уговорить банкиров позволить крейсерам еще немного походить в море. Потом случилась перестройка, а затем и крах СССР — финансовое обоснование эксплуатации атомного военного флота самоликвидировалось вместе с вероятным противником. Правда, предстояло это объяснить обывателю. И тут на помощь пришел асбест!
Большинство трубопроводов внутри реактора имели асбестовую изоляцию. Этот минерал обладает уникальным набором полезных свойств — он плохо проводит тепло, не проводит электричество, не горит и не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве и обладает устойчивостью к механическим повреждениям. Сегодня в России из хризотилового асбеста производят более 300 видов промышленной продукции, в том числе всем знакомый шифер, фасадные плиты, водопроводные трубы и, конечно же, различные детали для станков, котлов и двигателей.
Для строителей атомных крейсеров асбест был удивительной находкой, а сегодня стал спасительной соломинкой для политиков. Дело в том, что в последние годы в США обострились антиасбестовые настроения, подогреваемые сложившейся системой фондов, наживающихся на исках против минерального волокна. Отрицая научную доказательную базу, ряд политиков, медиа и частные лица раздули настоящую охоту на ведьм, сделав присутствие асбеста автоматическим оправданием сноса зданий, закрытия учреждений и, задним числом, упразднения атомных ракетных крейсеров. Причиной же появления антиасбестового движения были протесты в Европе, которые были подняты против использования совершенно другого вида асбеста, амфиболового. Он кардинально отличается от хризотила по степени воздействия на здоровье человека — если амфиболы остаются в легких навсегда, то хризотил выводится за короткий промежуток времени. Во всем мире амфиболы запрещены, а вот хризотил используют. Правда, в Европе запретили все виды асбеста, открыв дорогу собственным производителям синтетических аналогов минерала. В США в основном использовали хризотил, а доля амфиболов была сравнительно невелика.
Итак, к 1999 году была упразднена почти вся атомная часть ВМС США, про присутствие же асбеста известно только в части судов. Нынешняя статья выглядит как попытка задним числом «поправить» общественное мнение, предложив ему удобное объяснение существенного падения обороноспособности США — в современности нового атомного флота у Америки не появилось.
Источник: журнал The National Interest.