USD 91.98 ЕВРО 100.24

Корабельные заводы в России не справляются со строительством рыболовецких судов

В России

ЧП, произошедшее 30 марта со строящимся на верфи «Пелла» в Ленинградской области морозильным траулером «Скорпион», который завалился на бок, что привело к гибели двух человек, обнажило проблему гораздо серьезней. Кризис во всей судостроительнйо отрасли, пишет «Комсомольская правда».

Корабль строился по заказу мурманской группы компаний «ФЭСТ» по государственной программе выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы. «Комсомольская правда» напоминает о том, что

 

При этом трагедия со «Скорпионом» лишь верхушка айсберга. По сути, развитие отечественной рыбной отрасли буксует из-за судостроителей, которые не могут справиться с объемом заказов по строительству новых кораблей. Суммарно отечественные судостроительные компании набрали заказов по строительству траулеров на 172 миллиарда рублей, однако испытывают сложности с их выполнением. У них нет ни мощностей, ни опыта создания рыболовецких судов.

«Программу запустили в 2017 году, и за это время заказчики получили только 5 траулеров (всего по программе должно быть построено 53). Прямо сейчас в цехах идет работа над 26 судами, и корабелы катастрофически не укладываются в сроки. Как сообщил на прошлогодней встрече (ред.- состоялась 19 октября 2020 года) с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков, отставание — от 6 месяцев до двух лет», — сообщает «Комсомольская правда».

Проблемы возникают даже при том, рыбопромышленные компании своевременно перечисляют деньги на постройку траулеров. Однако эти средства тут же уходят на латание финансовых дыр корабелов, у которых не остается денег ни на нужных сотрудников, ни на поставки необходимых материалов.

А впереди еще эксплуатация судов, ремонт… Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре поделилась данными, что в стране всего 30 судоремонтных предприятия, которые способны обеспечить не более 15% потребностей отрасли. Причем, около 80% заводов устарели физически и морально. Справятся ли они с ремонтом новых судов? Вопрос риторический.

В настоящее время идет активное обсуждение нового этапа программы инвестиционных квот. Актуальное положение дел заставляет задаться вопросом о целесообразности выделения таких квот под строительство супер траулеров, если у корабелов есть проблемы с выполнением уже имеющихся заказов. Ряд экспертов призывает выделять средства в строительство новых заводов на берегу. Дело в том, что под них государство также выделяет квоты, и в отличие от траулеров, береговые заводы сдаются точно в срок. Достаточно сказать, что 22 предприятия из 25, что предусмотрены программой, уже сданы. К тому же для загрузки их работой нужны не супер-траулеры, а мало- и среднетоннажные суда, постройка которых требует меньше времени и средств. Государству пора, наконец, расставить приоритеты и дать рыбной отрасли возможность нормально развиваться, — считает «КП».