USD 76.47 ЕВРО 90.41

Аналитики: «Транснефть» работает в гораздо более жестких условиях, чем нефтедобытчики — снижение тарифов на транспортировку нецелесообразно

Экономика

В нефтяной отрасли продолжаются дискуссии о снижении ставок на транспортировку нефти. Подобные разговоры были инициированы нефтяниками, в том числе Игорем Сечиным, который на встрече с президентом в мае попросил о мерах поддержки отрасли в связи с пандемией коронавируса. Также недавно было опубликовано исследование Института народнохозяйственного прогнозирования РАН о необходимости снижения тарифов транспортировки нефти по трубопроводам. Информационное агентство «Росбалт»проанализировало  представленные материалы и пришло к выводу, что исследование ИНП РАН содержит искаженную статистику и вызывает много вопросов.

В своем материале «Росбалт» проводит сравнительный анализ исследования ИНП РАН и материалов, подготовленных компанией «Транснефть». Они последовательно разбирают пять основных аргументов в поддержку производителей углеводородов и приходят к выводу, что предложенные меры по снижению тарифов «Транснефти» необоснованны, так как приведут как к уменьшению капитализации компании и уменьшению потенциальных дивидендов, так и к потенциальному снижению безаварийности отрасли и ухудшению функционирования нефтяного рынка.

Так, аналитики отмечают, что большинство расходов «Транснефти» носят постоянный характер, у компании нет больших возможностей для оптимизации переменныхзатрат. Более того, объем капзатрат «Транснефти» на ближайшие годы также останется на стабильном уровне: компании необходимо модернизировать трубопроводы и отремонтировать имеющуюся инфраструктуру. По оценкам специалистов, речь идет о 50% трубопроводов, которые нуждаются в замене или ремонта. Как отмечает «Росбалт», особенностью тарифного плана «Транснефти» можно считать принцип «инфляция минус»: компания не включает надбавку за компенсацию капитальных затрат, не учитывает рост тарифов на электроэнергию или повышение цен за трубы. Согласно исследованиям рынка, тарифы «Транснефти» на данный момент самые низкие в мире, при этом они не покрывают рост реальных операционных затрат компании — так за последние 3 года рост прибыли «Транснефти» отрицательный (-23% с 2016 по 2019 год).

В исследовании ИНП РАН указывается, что «Транснефть», в отличие от нефтяников, не несет рисков во время падения цен на нефть. Как отмечает «Росбалт», это действительно так, однако «Транснефть», в отличие от нефтяников, и не получает сверхприбыли во время роста цен на нефть. При этом как инфраструктурная компания, транспортирующая около 80% российской нефти, «Транснефть» несет риски при снижении объемов нефти, а также риски, связанные со строительством и обслуживанием инфраструктуры нефтяного рынка. Так, по информации СМИ, в 2019 году «Транснефть» выплатила более 30 миллиардов рублей во время инцидента на нефтепроводе «Дружба».

Аналитики «Росбалта» отмечают, что выводы экспертов ИНП РАН некорректны, так как, сопоставив данные за более длительный период (а не только аномальный по показателям первый квартал 2020 года), можно заключить, что «Транснефть» работает в гораздо более жестких условиях, чем нефтесервисные компании. Более того, «Транснефть» на данный момент ущемлена в распределении доходов, поэтому вместо дискуссий о снижении ее тарифов логичнее было бы поднять вопрос об установлении ее тарифов на мировом рыночном уровне. Это помогло бы «Транснефти» модернизировать инфраструктуру без использования дополнительных займов, а также повысить уровень дивидендов от компании государству (его доля в «Транснефти» — 79%).