Другие новости
170 ледовых шоу представят в рамках проекта «Зима в Москве»
Три цифровых проекта Москвы отметили на международном конкурсе «Город, где хочется жить»
18 международных соглашений: в Москве завершилась Неделя креативных индустрий
Более полумиллиона посетителей прокатились по канатной дороге на ВДНХ
О Большом Брате, Который Наблюдает За Тобой
Экономика
Государственный надзор и тирания сегодня – миф. Большего внимания в этом отношении заслуживают соцсети, владеющие данными, от которых действительно зависит ваша жизнь.
Штази, спецслужбы ГДР, вполне эффективно использовали описываемые Оруэллом методы наблюдения и контроля, создав огромную сеть информаторов и применяя разработанные КГБ СССР методики.
Что из этого мы видим сегодня? Формально – это совершенно другой мир, хотя откровения Сноудена пытаются доказать нам: мы живём в современной версии оруэлловского кошмара. Более эффективной, более технологичной.
Давайте по порядку. АНБ и подобные ему организации всегда контролировали бизнес. Устав АНБ не менялся со дня его основания, и то, что сегодня агентство делает с помощью PRISM, раньше осуществлялось с помощью ECHELON и других подобных систем прошедших эпох. Принципиально в деятельности спецслужб зрения не изменилось ничего. Единственное отличие – многие осознали масштабы информации, добываемой государством онлайн и увидели способы, которыми это осуществляется.
Но вам, как частному лицу, действительно ли есть поводы для беспокойства? Вам угрожает кара за мыслепреступления? Нужно ли вам продумывать каждый ваш шаг, и окружены ли вы легионом доносчиков?
Нет. Для среднестатистического человека нет никаких возможных неприятных перспектив от подобного государственного контроля. В тоннах информационного мусора, просеиваемого государственными агентствами, содержится лишь немного зёрен, действительно интересующих спецслужбы. Несмотря на опасения, что современные демократические государства благодаря такому наблюдению за гражданами превратятся в подобие полицейских государств, ничего такого не произойдёт.
Суть в том, что все мы сегодня – лишь часть одного гигантского приложения Больших Данных, и лишь крохотный процент от людей, чьи электронные письма, новости в соцсетях, данные в облаках итп. пройдя через сложные системы и алгоритмы государственного наблюдения, оставляет «всплеск» на радаре, заставляющий обратить внимание спецслужб на этого человека для дальнейшего анализа и пристального наблюдения. Все остальные – не нужны. Не интересны.
Наблюдение — не только инструмент подавления, но и инструмент, обеспечивающий закон и порядок. Если вы вовлечены в какую-то противоправную деятельность – вам действительно стоит беспокоиться. Торговля оружием, наркотиками, отмывание «грязных» денег, заговоры и терроризм — вот то, к чему приковано внимание спецслужб. Вы не имеете к этому отношения? И прекрасно.
Главный индикатор тоталитарного общества в духе Оруэлла — это подавление общественной мысли, свободы выражения мнений, заключение в тюрьму или бесследное исчезновение противников существующего стироя вместе с семьями. Такого, в общем-то, не наблюдается.
Учитывая существование интернет, практически невозможно сегодня создать Министерство Правды, насильственно переписать историю или скрыть какие-то факты. Всё становится известным практически мгновенно, тем более, что сегодня каждый – сам себе журналист и хроникер эпохи. Скверный контент сегодня — сам себе враг, и именно этот момент определяет исчезновение каких-то данных. Государственная цензура уже не работает, или работает не так эффективно, как поисковая индексация и отсутствие интереса людей.
Социальные сети и сервисы сегодня хранят принципы демократии и свободу слова. Впрочем, принципы демократии и свобода слова — основа соцсетей.
Сколько веб-сайтов за десять лет исчезло, сколько сегодня битых ссылок и исчезнувшего контента? Не сосчитать. Общество уходит от бумажной документации, перенося данные в электронные форматы. И в этом контексте значение личных данных уменьшается по сравнению с тем, как обстояли дела ещё десяток лет назад. Сегодня информационные массивы просто невообразимы.
То, как мы проявляем себя сегодня, те вещи, из которых состоит наша жизнь — все эти твиты, фотки в «Инстаграм», дневниковые записи в ЖЖ и «Одноклассниках» — заслуживает ли всё это сохранения на века? Неужели кто-то будет действительно оплакивать потерю таких данных, как оплакивают до сих пор утрату Александрийской библиотеки?
Разумеется – нет. Всё это уходит мгновенно.
И всем агрегаторам личной информации, будь то Google, Facebook итд придётся избавляться от цифрового мусора – или каким-то образом компенсировать себе затраты на хранение всей этой информационной свалки за счёт тех, кому это, собственно, и нужно. За счёт пользователей. С помощью рекламы — за терабайты данных. А как же вы хотели? Кто-то должен платить за наращивание технологических мощностей, используемых для хранения бесчисленного количества пустопорожних видеороликов, терабайтов фотографий с дакфейсами и прочей ерунды.
У нас есть возможность прекратить обновлять статусы во «Вконтакте», ставить «лайки», выкладывать фоточки и ролики на «Ютуб». Но останется вся та информация, которую мы уже собственноручно выложили в сеть на протяжении десятка и более лет. Вы сможете вручную очистить свою «ленту»? Сомнительно. Соцсетям стоило бы предоставить пользователям инструмент, позволяющий сделать это – просто и быстро.
Уже подтянулось поколение, у которого вся жизнь происходит в электронном формате: работа, общение, развлечения, они не привыкли скрывать многие аспекты своей жизни. У них всё на виду. Им непонятно, зачем ограничивать доступ к своим профилям в соцсетях или корректировать своё поведение, если доступ не может быть ограничен.
А ведь этот момент много важнее возможного наблюдения государственных органов. Беспокоиться стоит о том, как ваша онлайн-активность в соцсетях может повлиять на вашу работу, предоставление вам кредитов, вашу репутацию — просто потому, что потенциальный контроль корпораций, с которыми мы взаимодействуем, сегодня много важнее. И способа влиять на них у нас нет.
Именно этот момент определяет контроль поведения пользователя в сети — а вовсе не наблюдение со стороны АНБ. Ваш разудалый пост в «Твиттер» может стоить вам работы или привести к разводу с куда большей вероятностью, чем обернётся повесткой в ФСБ.
Сегодня каждый имеет практически неограниченные возможности доступа к информации, и скрыться от любопытных глаз практически невозможно. У вас нет аккаунта в соцсетях? Это ничего не меняет, потому что ваши соседи этими аккаунтами владеют, и ролики с вашим участием могут появиться на YouTube в любой момент. По частной инициативе анонима. Снилось ли такое Оруэллу?
Вряд ли.