USD 92.26 ЕВРО 99.71

Смерть Microsoft

Экономика

Большинство компаний рано или поздно умирает. Вот почему Microsoft в опасности, несмотря на кажущуюся неуязвимость.

Кнопка выключения всегоПостоянное изменение в крупных корпорациях создает впечатление, что они не могут умереть. Например, сегодняшние примеры с  Blackberry и Nokia.
 
Плохая новость заключается в том, что такие компании как Dupont, General Electric и IBM, динамичные и развивающиеся почти сто лет, являются исключением. Хорошая новость: многомиллиардные компании умирают долго.

В двадцатых годах прошлого столетия была очень прибыльная компания Radio Corporation of America – RCA. Она быстро росла благодаря радио, которого не было у людей в 1920, но в 1930 году имел каждый. Они даже пытались иметь дело с компьютерами после войны. По-прежнему ее торговую марку еще можно найти в редких местах, но сама компания уже давно исчезла.

В 1960-х и 70-х годах появились миллиардные компании, производившие мини-компьютеры, большинство из которых умерло в 80-х. Например, Data General, Wang, Prime и DEC. Последняя была второй по величине в мире, имела сотни тысяч сотрудников и продавала свои продукты по всему миру. Их убил персональный компьютер, подобно тому, как смартфон и планшет убивает сегодня производителей ПК, а значит и затрагивает огромную долю дохода сегодняшнего Microsoft.

Остатки от компании Data General выживают в компании EMC. DEC был поглощен Compaq, а потом компанией Hewlett-Packard. В 80-х годах никто и не мог предположить, что НР станет самой крупной в мире компьютерной компанией.

Двадцать лет назад даже IBM столкнулась с проблемами. Ее прежняя модель не работала и тогда ее CEO не имел понятия, как все изменит. Как у Microsoft сегодня.

Как устроен бизнес Microsoft

Компания имеет несколько главных прибыльных направлений, и несколько бесприбыльных, отбирающих получаемую Microsoft прибыль.
В последнем отчете компании доход и прибыль представлены следующим образом:

Как видятся эти направления сегодня

  • Выручка от Windows не растет, и начинает уменьшаться, из-за роста рынка смартфонов и планшетов. Google и Apple не относятся к своим операционным системам как к генераторам финансовых поступлений. Полученные $19 миллиардов скорее всего растворятся через 10 лет.
  • Servers & tools. Это направление быстро растет. В него входят Windows Server, Microsoft SQL Server, Windows Azure (облако), Visual Studio, линейка System Center, встраиваемые платформы Windows Embedded, и Enterprise Services. Клиенты получают пользу от этих инструментов и облака, значит для S&T следует продолжать рост и повышать прибыльность. Но есть облако от Amazon, и Microsoft должна более жестко сражаться за лидерство.
  • Онлайн-сервисы. Бесперспективное направление. Google владеет этим рынком. Несмотря на высокое качество Bing, что такое «погуглить» знают все, а вот Bing – не очень многие. Традиционная стратегия выжидания здесь не сработает. Ларри Пейдж знает, где Google побеждает, и будет продолжать лидировать.
  • Office. Пакет Microsoft Office был самым успешным приложением за последние 30 лет. Но его будущее выглядит предсказуемым: Office не дал 99% пользователям того, что они хотят. Google и Apple представили бесплатные или значительно более дешевые продукты, которые делают почти все то же, что и Office.
  • Развлечения и устройства — консоль Xbox и игры. Не очень прибыльны, но согласно недавно анонсированной стратегии, находятся в фокусе. Это умирающий бизнес, как мы вскоре увидим после запуска Xbox One.

Что ожидает компанию завтра

Операционные системы становятся предметом потребления, как драйверы устройств. Поэтому с доходом от Windows стоит распрощаться.

S&T станут более важными как приложения, поскольку компьютеры и хранилища переедут в облака, частные или публичные, повышая производительность мобильных пользователей. Но Microsoft должна двигаться к мультиплатформенности или заблокироваться от быстро растущего серверного нашествия со стороны Linux.

Microsoft не выигрывает битву у Google. Стоит прекратить эти попытки.

Через 10 лет Office будет выглядеть как кассета для магнитофона сейчас, и немногим понадобится то, что он предлагает. Google Docs и другие приложения распространяются по значительно более низкой цене. Значит, нужно бренд Office разбить на версии Office/Easy, Office/Business и Office/Extreme, и, по крайней мере O/Easy сделать для каждой платформы.
Главные доходы и преимущества Microsoft с каждым днем уменьшаются. Необходимо масштабное изменение, типа того, которое предприняла компания IBM 20 лет назад.

Но, до тех пор, пока Билл Гейтс и Стив Балмер управляют, это вряд ли произойдет. Поэтому великая компания увядает.

Ждать, когда Apple, Google и Amazon провалятся, глупо и не является стратегией. Microsoft нужен новый CEO, который увидит опасности, ожидающие через 10 лет и доведет компанию до положения в котором они не будут ей страшны.

По материалам zdnet.com