USD 93.44 ЕВРО 99.58

Интернет и бизнес: по итогам конференции РИФ+КИБ

Экономика

Объединенная конференция РИФ+КИБ, проведенная 21-24 апреля 2009 года в Подмосковье, продемонстрировала общий позитивный настрой игроков интернет-рынка. Как видно, экономический кризис в наименьшей степени коснулся виртуального мира, который в сложных условиях сумел перестроиться и даже перетянул на себя определенную долю финансовых ресурсов, которые ранее приходились на реальный сектор экономики. Однако нас на этом мероприятии интересовали, в первую очередь, не изменения в рекламных бюджетах агентств, а концептуальные вещи, связанные с тем, как ведущие аналитики отрасли представляют себе будущее Интернета и связанных с его развитием информационных технологий.

Конечно, в ходе многочисленных выступлений и различного рода дискуссий, проводившихся на этом представительном форуме, было обсуждено большое количество тем, так или иначе связанных с новыми идеями и технологиями, но охватить все направления было бы не под силу даже целой команде репортеров, поэтому мы выбрали для себя лишь несколько ключевых мероприятий, в числе которых были семинары, посвященные применению социальных коммуникаций в бизнесе и будущему облачных вычислений. В первой части нашего обзора мы поговорим о том явлении, которое в англоязычной литературе получило название Enterprise 2.0.

Для многих это обозначение пока не стало привычной формулой, да и само понятие еще только находится в стадии формирования, так что нам не так просто будет дать классически законченное определение Enterprise 2.0. Как верно подметил генеральный директор 1С-Битрикс Сергей Рыжиков, ведущий этого мероприятия под броским названием «Enterprise 2.0: вперед в Веб или назад в Интернет?», с термином Enterprise 2.0 сейчас происходит примерно тоже, что можно было наблюдать на форуме КИБ пару лет назад, когда речь заходила о Web 2.0. Тогда люди, сидящие в президиуме конференции, на просьбу ведущего дать четкое определение понятия Web 2.0 выдали участникам форума сразу шесть совершенно разных вариантов, понимая под Web 2.0 что-то свое – они давали определения, исходя из личного опыта работы и своих предпочтений и интересов.

Сергей Рыжиков считает, что с термином Enterprise 2.0 положение, возможно, еще сложнее. Некоторые эксперты трактуют это понятие как Web 2.0, который просто перенесли в бизнес, в сферу корпоративных сетей. Тогда возникают следующие вопросы: в каком формате это было сделано? В чем заключена новая парадигма? Каковы средства коммуникации? Какова новая корпоративная культура? Но есть и прямо противоположное понимание Enterprise 2.0, которое подразумевает проникновение корпоративной культуры в пространство Глобальной сети. Выход интрасетей в Интернет, что подразумевает установление совершенно новых правил поведения компаний в виртуальном мире. Встречаются и более приземленные трактовки, в которых под Enterprise 2.0 понимаются приложения Web 2.0, которые используются внутри компании. Кто-то просто считает, что Enterprise 2.0 – это коллективная работа.

Как бы там ни было, мы полностью согласны с генеральным директором 1С-Битрикс, который верно подметил, что любой такой термин, запускаемый в обиход, является тонко просчитанным маркетинговым ходом: «В свое время Web 2.0 был нужен для того, чтобы объяснить и показать массовому потребителю веб-технологий, что с привычным миром HTML-страниц произошли принципиальные изменения, которые повлекут за собой изменение его способов взаимодействия с Глобальной сетью».

По аналогии с этим можно описать Enterprise 2.0 как некий месседж, который идеологи отрасли посылают всем участникам, как игрокам рынка, так и потребителям услуг. В частности, Forrester в свое время давал следующее предсказание: 2008 год будет временем, когда ИТ-департаменты высунут свои головы из песка и наконец-то примут технологии Web 2.0 внутри компаний. Социальные сети будут главным приоритетом Enterprise 2.0, а расходы на них в ближайшие пять лет будут расти с удвоенной энергией. Правда, прогноз этот прозвучал еще до мирового кризиса.

Конечно, такие заявления в большей степени являются своего рода «страшилками» для участников рынка, говорящими им: «Не проспите грядущие перемены». Однако помимо пиара в этих прогнозах задаются и вполне реальные ожидания. Аналитики, формулируя свои послания, не «изобретают велосипед», а лишь эксплицируют то, что уже содержится имплицитно в головах бизнесменов, инженеров, разработчиков, потребителей продуктов. Нельзя создать новую концепцию на пустом месте – идеи Enterprise 2.0 должны были носиться в воздухе, чтобы они смогли приобрести свое первое осмысленное изложение в компьютерной прессе.

В этой связи Сергей Рыжиков совершенно точно отметил, что в свое время крупнейшие игроки интернет-рынка, обладавшие, казалось бы, огромным опытом работы и знавшие в своей отрасли все или почти все, располагавшие лучшими специалистами и аналитиками, элементарно проспали появление социальных сетей, которые стремительно развились, причем, сделали это самостоятельно, без помощи «старейших игроков рынка», а теперь социальные сети сами имеют бюджеты, сопоставимые с доходами крупных порталов. Сегодня все боятся «проспать» Enterprise 2.0, поэтому эта тема становится все более популярной на всевозможных форумах и конференциях, посвященных будущему сетевых технологий.

Возникновение какой-либо технологии всегда является ответом на некую проблемную ситуацию, для решения которой все уже имеющиеся средства не подходят. Если мы с этой позиции посмотрим на Enterprise 2.0, то увидим, что такая проблема действительно существует. До сих пор в крупных и мелких компаниях действует жесткая вертикальная ИТ-иерархия. Все информационные системы на предприятии внедряются сверху и ставят сотрудника компании перед необходимостью выполнения четких предписаний. Однако, возвращаясь с работы домой, он сразу же попадает в совершенно иной мир свободных компьютерных технологий, которыми он распоряжается по мере необходимости.

Пространство Глобальной сети, услуги, получаемые домашними пользователями, уже сегодня дают человеку такую свободу, о которой корпоративщики не могут и мечтать. Сегодня найти какую-нибудь информацию, видеоролик, книгу в Интернете оказывается порой гораздо проще, чем разыскать нужный мне документ в корпоративных архивах. Как в этой связи не вспомнить приход команды Барака Обамы в Белый дом – его сотрудники в первое время были в шоковом состоянии, поскольку эти современные люди привыкли жить (без кавычек!) в пространстве Интернета и, оказавшись за железным занавесом спецслужб, они почувствовали себя оторванными от привычных средств коммуникации. Конечно, государственные структуры – это крайний случай, но и любая корпоративная сеть представляет собой нечто подобное: молодые сотрудники, приходя в компанию, испытывают настоящую «ломку», подстраиваясь под корпоративные стандарты. Да и возрастные работники также постепенно привыкают к использованию современных веб-технологий. Понятно, что вечно такая ситуация продолжаться не может, и точно так же как Обама отвоевал себе привилегию пользоваться BlackBerry, современные предприятия дрейфуют в сторону Web 2.0, тем более, что все большее количество компаний в мире получают распределенную структуру.

Естественно, взаимопроникновение корпоративной системы и Интернета порождает множество проблем, в числе которых для многих ИТ-директоров на первом месте стоят вопросы безопасности. Однако здесь, как мы убедились, уже наработаны надежные инструменты, которые позволяют компаниям спокойно относиться к внедрению у себя решений Web 2.0. Во всяком случае, выступавшие на этом же заседании представители Microsoft, IBM и Intel говорили о том, что вопросы безопасности отнюдь не являются для них главной головной болью. Гораздо сложнее решить организационные вопросы: в какой степени распространение в корпоративной среде Enterprise 2.0 должно быть централизованным, и в каких случаях можно положиться на инициативы, идущие от самих сотрудников? Другими словами, сверху или снизу следует осуществлять эту «революцию» в корпоративной культуре?

Генеральный директор 1С-Битрикс Сергей Рыжиков высказал по этому вопросу свое мнение: «Я считаю, что Enterprise 2.0 – это не то, что нужно «внедрять» на предприятии. Здесь мы имеем дело с той же самой ситуацией, которая складывается вокруг портала. Журналисты часто спрашивают, кто наполняет порталы теми или иными разделами? Никто. Они формируются самостоятельно, по мере появления той или иной потребности пользователей. В отношении Enterprise 2.0 нужно придерживаться такой же тактики: этому естественному процессу просто не нужно мешать. Enterprise 2.0 постепенно, шаг за шагом, входит на предприятие с последовательным изменением культуры восприятия сотрудниками новых инструментов взаимодействия. В конечном итоге, можно сказать и так, что компаниям, использующим технологии Web 2.0 нужны руководители 2.0 и сотрудники 2.0 – люди, способные использовать новые инструменты общения».

Как мы уже отметили, на этом заседании выступали и представители крупнейших компьютерных компаний, которые рассказали о том, как в рамках их корпоративной культуры развивается новое направление социальных коммуникаций. Здесь интересно будет отметить, что дальше всех в деле продвижения Enterprise 2.0 продвинулась корпорация IBM. Хотя мы давно уже привыкли воспринимать сотрудников IBM как людей в черных костюмах, белых рубашках и галстуках, носящих подмышкой ThinkPad, оказалось, что американская корпорация создала огромную социальную сеть, в рамках которой осуществляется взаимодействие сотрудников в глобальных масштабах. Андрей Акулов, представитель IBM по продажам ПО, Lotus, Portals and Collaboration Software, не избежал искушения поразить участников форума масштабами корпорации, назвав следующие цифры: 380 тыс. сотрудников в 160 странах. Понятно, что объединить в одно сообщество такую массу людей, распределенных по всем странам мира, невозможно, находясь в рамках стандартных корпоративных технологий.

Web 2.0, пришедший в корпорацию IBM, позволил изменить схематику взаимодействия сотрудников. Сегодня эта крупнейшая в отрасли компания использует в своей среде такие привычные для всех средства, как блоги, Wikipedia (в корпоративном варианте она имеет название Bluepedia), работу с инновациями, программу тестирования технологий, ситуационные среды, среди которых нашлось место даже трехмерному виртуальному миру, который сотрудники IBM могут посещать, принимая облик компьютерных моделей. Мощная социальная сеть позволяет работникам корпорации находить интересующую их информацию в библиотеке компании, получать консультации от специалистов, обсуждать на импровизированных форумах новые идеи и стратегии развития, участвовать в тестировании новых продуктов. Одним словом, сотрудник получает уникальные возможности увеличения своего творческого потенциала – здесь многое зависит уже от его активной позиции, умении и желании работать в новой корпоративной среде.

Андрей Акулов с удовольствием открыл свою личную страницу и продемонстрировал участникам форума множество инструментов, которыми он активно пользуется в своей работе. И судя по тому, что нам удалось увидеть, в рамках корпорации IBM жизнь в социальной сети бьет ключом, поскольку такое разнообразие и интенсивность общения невозможно добиться командно-административными мерами.

Дмитрий Шульгин