USD 92.26 ЕВРО 99.71

Наталья Калиманова: «Интерес к управлению ИТ-активами обусловлен ростом зрелости ИТ процессов»

Мнения

Наталья Калиманова: «Интерес к управлению ИТ-активами обусловлен ростом зрелости ИТ процессов»

За время кризиса бизнес-руководителям пришлось особо обратить внимание на оптимизацию и повышение эффективности бизнеса. Не осталась без внимания и тема управления ИТ-активами. Об этом мы беседуем с директором Департамента программных решений компании ARBYTE Натальей Калимановой.

— Не секрет, что интерес к управлению активами, в том числе, ИТ-активами, растет. На ваш взгляд, почему это происходит?

— Управление активами – это управление той или иной собственностью в интересах владельцев. Цель управления активами – получение прибыли их собственниками. В период кризиса все источники получения дохода находятся под особенно пристальным вниманием со стороны инвесторов, собственно, поэтому и растет интерес и к управлению активами, в том числе — и ИТ-активами. Кроме того, ИТ-активы обладают рядом специфических черт.

Во-первых, необходимость в приобретении и использовании тех или иных активов не всегда прозрачна для бизнеса. Во многих случаях бизнес, не обладая знаниями в ИТ-технологиях, принимает решения о приобретении ИТ-активов, основываясь на мнениях доверенных специалистов.  Сегодня бизнес потребовал более четкого обоснования экономической эффективности любого приобретения и усилил контроль над ИТ-закупками.

Во-вторых, ИТ-активы – это относительно новая сфера активов, регулирование управления которой  еще только устанавливается,  и до сих пор есть вопросы, которые не всегда понятны специалистам, в обязанности которых включено управление ИТ-активами.

В-третьих, стоимость ИТ-активов с последнее время значительно увеличилась практически во всех отраслях народного хозяйства, особенно это заметно в телекоме и банковской сфере. Если раньше удельный вес ИТ-активов был незначительным, то за последние годы он сильно вырос. Эту тенденцию усилил процесс легализации программного обеспечения, которое также является активами предприятия.

Одной из причин роста интереса к управлению ИТ-активами также является и растущая степень зрелости ИТ-процессов предприятий. Многие процессы (например, ITIL) , сегодня уже реализованы на предприятиях. Это создало основу для осознания и более качественного подхода к управлению ИТ-активами.

Кроме того, этот интерес подстегивают риски, технологические, юридические, и прочие, которые возникают при недостаточно качественном управлении ИТ-активами, например, при проведении внешних аудитов и проверок, сегодня они стали более видимыми. Это тоже влияет на рост  внимания к правильному управлению ИТ-активами.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию управления ИТ-активами в России, кого из игроков могли бы выделить?

— На сегодня, на мой взгляд,  можно выделить три уровня зрелости понимания понятия «управления ИТ-активами».
Многие предприятия понимают управление ИТ-активами, как сбор информации о том, какое оборудование и программное обеспечение находится в их сети (без учета склада). Мы участвовали в проектах, когда, например, по мнению специалистов заказчика на предприятии было около 1-2 тысяч ПК или не более 2,5 тыс. ПК. Но по результатам проведенной автоматической инвентаризации распределенных структур заказчика было обнаружено порядка 4 тысяч единиц компьютеров. Понятно, что если не иметь информации о том, чем владеет предприятие, нельзя обеспечить ни информационную безопасность, ни экономическую эффективность использования этих активов. Поэтому, если предприятие реализует управление ИТ-активами хотя бы на уровне получения инвентарной информации, это уже может принести значительный эффект.

Следующий уровень зрелости управления ИТ-активами, на мой взгляд, связан с возможностью не просто знать, чем располагает предприятие, но и возможностью управлять этими объектами. Мы сделали много проектов в этой области, и их количество не уменьшается. На этом уровне важно не просто верить в то, что задачи управления решаются в соответствии с принятыми на предприятии правилами, нормами и регламентами, но и быть уверенными в этом: иметь отчеты по выполненным операциям и сохранности  переданной информации и регламентных процессов. Этот уровень управления ИТ-активами способен повысить эффективность их использования и значительно снизить риски. В руках специалистов находится система, позволяющая гибко реагировать на запросы бизнеса и внешних аудиторов.

Наиболее совершенный уровень управления ИТ-активами определяется реализацией на предприятии методологии Международной ассоциации менеджеров по управлению ИТ-активами (IAITAM), участником которой является ARBYTE. Интерес к управлению ИТ-активами — это не только Российская, но и общемировая тенденция. В начале этого века ведущие мировые специалисты по управлению ИТ-активами объединились в ассоциацию, чтобы обобщить имеющийся положительный опыт и разработать методики наиболее эффективного управления предприятием.

На сегодня методика по управлению ИТ-активами описана в 12 томах:

1. Процесс анализа потребностей в ИТ закупках (Acquisition Management)
2. Процесс получения и идентификации ИТ-активов (Asset  Identification)
3. Процесс списания и утилизации аппаратных активов в соответствии с требованиями регуляторов, с сохранением возможных лицензий и реализацией политик безопасности (Disposal Management)
4. Процесс разработки и проведения наиболее эффективных мероприятий по взаимодействию и ознакомлению всех сотрудников предприятия в соответствии с их ролями, участием в процессах, реализацией политик и получением эффектов при реализации программы управления ИТ-активами. (Communication and Education)
5. Процесс отслеживания изменений требований внешних регуляторов (Legislation Management)
6. Процесс обеспечения соблюдения соответствия требованиям внешних регуляторов  с учетом их систем оценки и Устава предприятия (Compliance Management)
7. Процесс создания, изменений и контроля политик по управлению ИТ-активами (Policy Management)
8. Процесс мониторинга и управления всеми финансовыми аспектами управления ИТ-активами, включая расчет совокупной стоимости владения (TCO) и скорости возврата инвестиций (ROI), а также анализ счетов на оплату. (Financial Management)
9. Процесс консолидации и хранения всех документов, касающихся управления ИТ-активами с тем, чтобы всегда иметь возможность ответить на требования аудита.(Documentation Management)
10. Процесс рационализации при ведении проектов по управлению ИТ-активами (Project Management)
11. Процесс управления выбором и взаимоотношениями с ключевыми поставщиками IT-оборудования и услуг для максимизации эффективности использования этого оборудования или услуг  (Vendor Management)
12. Процесс отслеживания ключевых параметров эффективности процессов управления ИТ-активами, мониторинг всех активностей по управлению ИТ-активами, а также взаимодействия программы по управлению ИТ-активами с предприятием в целом (Program Management).

Сейчас в России появились первые специалисты, сертифицированные IAITAM, идут первые проекты по внедрению управлением ИТ-активами, а точнее управлением их жизненным циклом. Интерес к реализации таких проектов также возрастает.

В России сейчас есть ряд компаний, на сайтах которых предлагаются услуги по настройке процессов управления ИТ-активами для заказчиков. Понимая, какие эффекты они ожидают от внедрения системы управления ИТ-активами, предприятия могут обратиться в любую из этих компаний. Многое зависит от качества проектного взаимодействия и общности понимания целей конкретного проекта со стороны заказчика и исполнителя. Что касается предприятий, которые ставят своей целью построение системы управления жизненным циклом ИТ-активов, начиная с момента планирования приобретения до списания и утилизации, то им необходимо сотрудничать с поставщиками ИТ услуг, владеющих методологиями IAITAM, желательно, имеющими подобный опыт. Например, компания Тройка Диалог сейчас реализует проект по управлению ИТ-активами совместно со специалистами компании ARBYTE.

— Какие методологии используются для реализации процессов управления ИТ-активами и нет ли, на ваш взгляд, противоречий их использования с уже применяемыми в настоящее время методологиями (например ITIL и ITSM)?

— Я уже называла методологию разработанную IAITAM. Она не противоречит, а дополняет ITIL в части управления ИТ-активами. Подробнее на эту тему можно прочитать в публикации „CMDB в системе управления ИТ услугами“ Сергея Лямукова, руководителя направления Service Desk Департамента программных решений ARBYTE.

— Чего больше в проекте по управлению ИТ-активами  — организационных или технологических аспектов?

— Конечно, технологии очень важны. Я уже приводила пример с тем, что можно «доверять» результатам работы технологических систем, а можно иметь отчеты по прохождению и результатам выполненных процессов. Это разное качество реализации решения задачи. Но без четкого понимания и реализации организационных взаимосвязей и активностей, никакие технологические  средства не смогут решить задачу.

— Если говорить о практическом опыте в этой области, то существует ли реализация этих процессов в российских компаниях, с какими трудностями они столкнулись и к каким результатам пришли?

— Как я уже рассказала, ARBYTE имеет большое количество реализованных проектов, так или иначе затрагивающих решение задачи управления ИТ-активами. Мы занимаемся этим с 2003 года. Совершенствование нашего знания в области управления ИТ-активами и передача его нашим заказчикам является одним из приоритетных направлений развития Департамента программных решений ARBYTE. В частности, мы первыми в России, организовали приезд представителя IAITAM в Россию и его работу на специальном семинаре, посвященном управлению ИТ-активами в сентябре 2010. Представитель IAITAM также выступил c презентацией перед широкой ИТ-аудиторией на ежегодной Конференции LANDesk-2010.

Если говорить о сложности реализации процессов управления ИТ-активами на Российских предприятиях, то она относится скорее к организационной, нежели к технологической сфере. Выделение отдельного менеджера, отвечающего за управление ИТ-активами, определение его принадлежность к тому или иному департаменту предприятия, взаимодействие этого менеджера со службами ИТ, бухгалтерией, юристами, хозяйственными и другими подразделениями – именно здесь кроется сложность управления. Однако, наглядность первых эффектов от реализации комплексной системы управления ИТ-активами, например, получение в течение нескольких минут ответа на вопрос аудитора, какое программное обеспечение  используется на предприятии, и есть ли у предприятия необходимые лицензии, помогает если не решить, то в значительной степени упростить и упорядочить взаимодействие между подразделениями предприятия в части управления ИТ-активами. Кроме того, реальное снижение рисков предприятия – это лучший аргумент для бизнеса, определяющий необходимость и значимость управления ИТ-активами в глазах собственников.

— Как давно ваша компания занимается этим направлением?

— Мы занимаемся этим с 2003 года.

— Для каких компаний реализация такого проекта принесет максимальный экономический эффект?

 — Для компаний, у которых доля ИТ-активов в общих активах предприятия высока, а также высока стоимость связанных с ИТ-активами рисков. Предприятия финансовой сферы, телеком, промышленные предприятия, поставляющие товары и услуги на экспорт…

— Как вы оцениваете перспективы развития этого рынка в России. Какие препятствия его ждут.

— Управление ИТ-активами – дело нужное, и оно будет развиваться. Иначе быть не может. По мере получения эффектов, связанных с качественным управлением ИТ-активами, проблемы, препятствующие этому развитию, будут решены.