USD 97.01 ЕВРО 105.68

Грузовые перевозки с беспилотниками – фантастика или реальность?

Технологии

Портал «Логирус» поговорил с экспертами сферы и разобрался, когда в России могут появиться беспилотные машины и что для этого нужно. 

Беспилотники уже давно перестали восприниматься как нечто фантастическое и плод фантазии режиссеров блокбастеров. «Умные» самоуправляемые машины могут появиться в России уже в ближайшем будущем – а именно, в 2030-м году, как сообщили «Логирусу» в Ассоциации по развитию автономного транспорта «Автонет». В феврале уже началось их тестирование – правда, пока речь идет только о легковых автомобилях.

В грузовом секторе все не так просто. Росавтодорсовместно с автодорожным агентством Финляндии сейчас работает над единым стандартом Кооперативной интеллектуальной транспортной системы, который позволит запустить тестовое движение беспилотников по трассам М-7 «Волга» и А-181 «Скандинавия» в рамках проекта «Караван». В итоге, с учетом всех факторов, в полном формате беспилотники вы            йдутна российские дороги только к 2055 году. 

 «На следующих этапах проекта «Караван» планируется создать методологические основы для обеспечения развития цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, начать разработку Кооперативных интеллектуальных транспортных систем. Также сюда входит апробация технических решений, обеспечивающая взаимодействия «беспилотного» автомобиля и дорожной инфраструктуры на постоянно действующем испытательном полигоне, обустройство пилотных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения Кооперативными интеллектуальными транспортными системами, апробированными на полигоне», – рассказали в Росавтодоре.

Единая, или кооперативная интеллектуальная система для беспилотников состоит из множества компонентов – данных о дорожном полотне, светофорах, оповестительных сигналов, которые передаются автомобилю для безопасного передвижения. Чтобы инкорпорировать все эти элементы в программу, необходимо сведение множества данных и объемная и кропотливая работа, один из аспектов которой – разработка единых стандартов системы.

 «Проблема многих решений и технологических разработок в области «умных» дорог и беспилотного транспорта сейчас заключается в том, что зачастую они плохо согласовываются между собой. Именно поэтому не могут в полной мере реализовать свой потенциал. Единые стандарты помогут решить эту проблему», – отмечает исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич подчеркивает, что есть другая сложность, которая касается юридической стороны вопроса:

«На данный момент не улажены юридические, правовые аспекты – например, как определять виновность в ДТП с участием беспилотника. Явно потребуется «антивирус» и защита от взлома системы – это задачи программистов. Сам по себе выпуск беспилотника менее сложен, чем реорганизация всех процессов на дорогах и учет всех возможных факторов».

С унификацией правил и преодолением других препон при внедрении беспилотников грузовые компании получат неоспоримое преимущество в виде повышения уровня безопасности на дорогах, а следовательно, сокращения затрат на ремонт ТС. Другие «плюсы» от инноваций – сокращение сроков доставки и кадровая оптимизация.

«Для транспортных компаний это решение проблемы привлечения квалифицированного персонала. Сегодня нанять профессиональных водителей − непростая задача. Профессия «стареет», становится малопопулярной. Сокращение затрат на оплату труда водителя может серьезно повысить рентабельность бизнеса грузоперевозок, либо снизить стоимость услуги перевозки для клиентов», − подчеркивает Александр Лашкевич.

Исполнительный директор Traft Артур Мурадян добавляет, что в случае пополнения автопарка беспилотниками коммерческая выгода для бизнеса появляется при их массовом использовании:

«Например, в автопарк компании внедряется не один пилотный экземпляр, а хотя бы 800-900 единиц. Можно будет ощутить выгоду и от более экономного расхода топлива, и от ФОТ, и от экономии на увеличении межсервисного интервала. Экономическую выгоду стоит ожидать только после повсеместного внедрения БПТС. На это потребуется при текущей динамике порядка 12-15 лет».