USD 92.37 ЕВРО 99.53

Внедрение в Министерстве образования Пензенской области

Технологии

Технологии Microsoft для виртуализации и управления инфраструктурой помогают повысить эффективность использования ИТ в школах Пензенской области

Технологии Microsoft для виртуализации и управления инфраструктурой помогают повысить эффективность использования ИТ в школах Пензенской области

Для централизованного хранения файлов в школах Пензенской области
использовались устаревшие настольные компьютеры. Эти ПК часто выходили из
строя, в результате чего отменялись уроки по информатике и другим предметам,
для которых требовалось использование ИТ или доступ к интернету.
В ходе проекта модернизации ИТ-инфраструктуры области эти компьютеры были
заменены на серверы начального уровня, виртуализированные для более
продуктивной и стабильной работы с использованием Microsoft Hyper-V.
Мониторинг, управление и быстрое устранение проблем с серверами осуществляется
ИТ-специалистами удаленно из единого центра с помощью Microsoft System Center.
В результате проекта значительно сократилось число сбоев в работе сети в
школах. Создана единая доменная структура для всех учреждений Министерства
образования, что позволяет и дальше развивать ИТ-инфраструктуру образовательных
учреждений Пензенской области.

О заказчике

В ведении Министерства образования Пензенской области находится
более шестисот образовательных учреждений, в том числе 575 общеобразовательных
учреждений, в которых обучается более 110 тысяч школьников.
Начиная с 2006 года в ходе реализации приоритетного национального проекта
«Образование» всем общеобразовательным учреждениям Пензенской области, в том
числе и в сельской местности, был обеспечен широкополосный доступ в интернет. В
2011 году в школах области было установлено более 20 000 компьютеров.

Ситуация

В подавляющем большинстве школ Пензенской области в качестве основного сервера
использовался устаревший настольный компьютер. Из-за ограниченной мощности этих
машин их использовали только как централизованное файловое хранилище
школы.

Эти устаревшие компьютеры часто выходили из строя в связи с высокой степени
износа компонентов (жесткого диска, вентилятора, блока питания), а их ремонт
затягивался на несколько недель, поскольку для замены требовалось найти давно
снятые с производства детали. Кроме того, ремонт в большинстве случаев
выполняли учителя информатики либо низкоквалифицированные специалисты небольших
ИТ-компаний, которые часто не могли правильно определить причину
проблемы.

Дополнительные сложности в обслуживании ИТ-структуры создавал «зоопарк»
конфигураций компьютеров в разных школах, из-за чего для каждого из них
требовались индивидуальные настройки.

В результате, из-за частых поломок и сбоев устаревших компьютеров школы
вынуждены были отменять уроки информатики и другие занятия, для которых
требовалась информация из файлового хранилища.

Для решения этих проблем руководство Министерства образования Пензенской
области решило установить в школах мощные современные серверы со
стандартизированной конфигурацией, на которых можно не только хранить файлы, но
и запускать приложения, обеспечивающие учебные процессы.

«Из-за использования в
качестве школьного сервера ненадежных устаревших компьютеров уроки информатики
часто отменялись. Чтобы решить проблемы разрозненности и разнородности сетей и
их контроля, в том числе контроля доступа к ресурсам интернет, было решено
стандартизировать школьные серверы с помощью настоящих серверов и внедрить их
централизованное обслуживание»,
– сказал
Сергей Демин.

Решение

После согласования всех деталей местный системный интегратор –
компания «Лоцман плюс» – установила в 583 школах области по одному башенному
серверу начального уровня, оборудованному четырехъядерным процессором и 8
гигабайтами оперативной памяти, а также диском объемом 500 гигабайт.

Для того чтобы на одном сервере можно было одновременно запускать несколько
приложений, а также чтобы сбой одного приложения не приводил к остановке работы
остальных программ и всего сервера, ИТ-специалисты «Лоцман Плюс» предложили
использовать виртуализацию. В качестве вариантов решения рассматривались
технологии Citrix Xen, VMWare ESXi и Microsoft Hyper-V. В результате их анализа
Министерство образования выбрало продукт Microsoft, поскольку права на его
использование предоставляются бесплатно вместе с лицензией на операционную
систему Windows Server 2008 R2.

«Мы выбрали виртуализацию с
Microsoft Hyper-V, поскольку он, в отличие от других решений, не требует
дополнительных затрат на покупку лицензии и полностью интегрирован с другими
продуктами Microsoft и, прежде всего, со средствами управления
ИТ-инфраструктурой Microsoft System Center, которые уже используются в центре
обработки данных Министерства образования области»,

— пояснил Сергей Демин.

Развертывание Microsoft Hyper-V на всех новых серверах осуществлялось
одновременно с их установкой в школах. ИТ-специалисты «Лоцман Плюс» обладают
большим опытом выполнения аналогичных инсталляций, поэтому работа выполнялась
по хорошо отработанным алгоритмам и сценариям. Сейчас на каждом физическом
сервере работает по две виртуальные машины Hyper-V, а также установлен
межсетевой экран Forefront Threat Management Gateway (TMG) 2010 для фильтрации
содержания трафика из интернета.

В ЦОД Министерства образования создана единая доменная структура для всех
учреждений. Из ЦОД с помощью набора средств управления информационными
системами Microsoft System Center специалистами «Лоцман Плюс» осуществляется
централизованный удаленный мониторинг и управление всеми 583 серверами и
школьными сетями.

«На первом этапе работы
потребовалось некоторое время для обучения специалистов школ эксплуатации
нового серверного оборудования, но зато теперь всё оно управляется с помощью
единого решения Microsoft System Center Operations Manager и практически не
требует вмешательства со стороны специалистов технической поддержки за
исключением случаев серьезных аппаратных сбоев»,

– отметил Олег Анисимов, заместитель директора
компании «Лоцман Плюс».

 
Преимущества

Проект был полностью реализован в течение октября-декабря 2011 года. В
результате для всех школ области создана однородная информационная структура и
организовано централизованное управление 583-ми виртуализованными серверами из
центра обработки данных. Внедрение TMG 2010 обеспечило безопасный доступ
школьников к интернету.

«Решения Microsoft
позволили полностью решить стоящие перед нами задачи, связанные с повышением
эффективности использования ИТ. При этом они обеспечили значительную экономию
как за счет стоимости внедрения самой виртуализации, так и за счет сокращения
затрат благодаря этой технологии. Теперь все приложения работают не на
отдельных компьютерах, а на одной машине и управляются централизованно
небольшим количеством профессионалов»,

сказал Сергей Демин.

После завершения работ сотрудники Министерства образования и подведомственных
учреждений Пензенской области отметили резкое сокращение числа сбоев в работе
школьных сетей. В настоящее время собираются отзывы пользователей школ и
проводится анализ их потребностей для оценки запуска в виртуальной среде
Hyper-V других приложений, которые могут использоваться в учебном процессе или
обслуживают ИТ-инфраструктуру школ.

«У таких учреждений, как
школы, как правило, нет возможности качественно заниматься поддержкой работы
оборудования и управлением сетевыми ресурсами. Созданная Министерством
образования Пензенской области структура виртуализированных с Hyper-V серверов
в школах позволяет облегчить эти процессы при привлечении небольшого количества
специалистов за счет единого управления»,

– отметил Василий Маланин, менеджер по
продуктам для ЦОД Microsoft в России.

«Уникальность проекта
заключается в том, что для образовательных учреждений в целом регионе создана
единая доменная структура. И выбор технологий Microsoft для этого проекта
сыграл ключевую роль в плане оптимизации бюджета, простоты использования и
широких возможностей масштабирования. В дальнейшем эту структуру можно
использовать для самого широкого спектра задач в разных сферах образования,
например, для дистанционного обучения, видеоконференцсвязи, глобального
управления серверами школ»,
– говорит
Олег Анисимов.