USD 92.59 ЕВРО 100.27

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Технологии

Финансовый университет создает основу для внедрения новых образовательных технологий, проводя виртуализацию компьютерных классов

«В новых условиях вузы обязаны соответствовать ожиданиям сегодняшних и будущих студентов. Развитие технологии виртуализации рабочих станций (VDI) позволит транслировать стандартные университетские ИТ-сервисы на личные компьютеры и мобильные устройства пользователей. Это существенно расширит возможности студентов, стремящихся подкреплять теоретические занятия практическими навыками».

Владимир Соловьев, д.э.н., профессор, директор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации   

О компании

Финансовый университет при Правительстве РФФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации — один из ведущих российских научно-образовательных центров, основанный в 1919 г. В настоящее время в нем ежегодно обучаются более 84 тыс. студентов. В его состав входят 13 институтов, 19 факультетов, 2 высшие школы и 191 кафедра. Исследования, проводимые в этих подразделениях, охватывают широкий круг различных областей знаний: экономику и финансы, менеджмент и маркетинг, прикладную математику и информационные технологии, экономическую и информационную безопасность, юриспруденцию, социологию и политологию.

Общая численность сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав, превышает 9000 человек, из них около 600 — доктора наук и профессора, около 2000 — кандидаты наук и доценты. Наряду с 11 учебными комплексами, расположенными в Москве, действуют 37 филиалов в различных регионах России. В настоящее время только
в московском центре насчитывается 80 компьютерных классов, 330 мультимедийных аудиторий и более 4000 персональных компьютеров.

«Технологии VDI удачно вписались в долговременную стратегию развития информационных технологий университета, они обеспечивают рациональное соотношение возможностей и затрат. По нашим оценкам, расходы на первый, пилотный, этап проекта окупятся в течение пяти лет. Сроки окупаемости следующих этапов будут меньше, поскольку не потребуются значительные затраты на серверы и системы хранения данных», — Владимир Соловьев .

Ситуация

Финансовому университету, являющемуся ведущим научно-образовательным центром, необходимо постоянно заботиться о том, чтобы используемые в учебном процессе аппаратные и программные средства соответствовали современному уровню развития информационных технологий, что влечет за собой периодическое плановое обновление компьютерной техники и лицензий на программное обеспечение. Вследствие этого значительную часть расходов Финансового университета на информационные технологии традиционно составляли закупки персональных компьютеров и лицензий на программные продукты.

Сейчас у абсолютного большинства студентов есть по нескольку личных устройств: и ноутбук, и планшет, и смартфон. Чтобы оправдать ожидания современных студентов, университет должен предоставить им доступ к различным образовательным материалам.

В большинстве современных вузов стандарт «де факто» дистанционной поддержки образовательного процесса уже включает доставку студентам текстовых материалов, проведение видеолекций и вебинаров, а также осуществление обратной связи в форме тестов. Однако пока ни один из российских вузов не предоставляет возможность использования личных устройств при выполнении лабораторных работ, требующих применения специализированного программного обеспечения.

В Финансовом университете при подготовке студентов по различным направлениям традиционно используется широкая линейка программного обеспечения Microsoft, IBM, SAP, MathWorks, «1C» и других ведущих вендоров. Только в московском центре Финансового университета занятия с применением специализированных программных продуктов проводятся в 80 компьютерных классах, расположенных в 11 территориально разнесенных учебных комплексах, в каждом из которых необходимо иметь лицензионное программное обеспечение. В одних и тех же компьютерных классах занимаются студенты разных курсов и направлений подготовки, которым нужны различные программные продукты, а одни и те же программы требуются на разных территориях. Из-за этого лицензии на программное обеспечение используются с довольно низкой степенью нагрузки — копии программного продукта применяются не круглосуточно, а лишь при проведении нескольких занятий в день или даже в неделю.

В последнее десятилетие к традиционным экономическим направлениям подготовки студентов в Финансовом университете добавились новые: «Юриспруденция», «Социология», «Политология», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информационная безопасность» и другие. Обучение студентов по новым направлениям, в особенности, подготовка будущих специалистов по информационным технологиям, а также математиков, специализирующихся на финансовой аналитике, потребовали существенного расширения перечня используемых программных продуктов. В процессе подготовки будущих ИТ-специалистов необходимо было предоставить студентам возможность выполнять серьезные лабораторные работы, в том числе связанные с решением задач системного администрирования и требующие предоставления соответствующих прав, причем не только во время учебных занятий, но и во время самостоятельной подготовки.

Решить возникшие проблемы можно было только одним способом — использовать установленные в классах компьютеры в качестве тонких клиентов и перенести вычислительную нагрузку на серверы, т.е. внедрить технологию виртуализации рабочих станций (VDI).

Благодаря применению технологии VDI сокращаются затраты на компьютеры, программное обеспечение и энергопотребление, а также оптимизируется процесс администрирования компьютерных классов. Кроме того, в перспективе это позволяет организовать полноценный доступ к вычислительным ресурсам университета студентам тех региональных филиалов, в которых отсутствует необходимая для обучения ИТ-инфраструктура, и обеспечить трансляцию университетских ИТ-сервисов на домашние компьютеры и мобильные устройства учащихся.

Увидев открывающиеся перспективы и оценив предполагаемые расходы, руководство Финансового университета выбрало внедрение VDI в качестве стратегического направления развития ИТ-инфраструктуры вуза.

Выбор Microsoft в качестве поставщика решений VDI был обусловлен более низкой стоимостью владения (по сравнению с конкурирующими технологиями),  а также успешным опытом внедрения в Финансовом университете других технологий Microsoft.

На первом этапе важно было отработать процессы развертывания и использования технологий VDI, а затем предполагалось постепенно расширять их применение — сначала в масштабах одного корпуса, в котором обучаются около 1000 студентов, а в дальнейшем в масштабах университета и всех его филиалов.

Решение

Специалисты управления информационно-технологической инфраструктуры Финансового университета установили и настроили операционную систему Microsoft Windows Server 2012 с ролью Hyper-V на семи физических серверах и объединили их в виртуализированный отказоустойчивый кластер, в котором были созданы виртуальные машины под управлением Microsoft Windows Server 2012, Windows 7 и Windows 8.

Чтобы более оперативно выделять ресурсы студентам, были созданы шаблоны виртуальных машин. На каждый из них были установлены операционная система Microsoft Windows 7 или Windows 8, клиенты брандмауэра Microsoft ISA Firewall и системы виртуализации приложений Microsoft App-V, а также наборы предустановленного программного обеспечения, ориентированные на определенные направления подготовки и курсы обучения.

Управление виртуальной инфраструктурой осуществляется с помощью продукта Microsoft System Center Virtual Machine Manager (VMM) 2012, а балансировку нагрузки обеспечивают компоненты Microsoft Windows Server 2012 VDI. Службы удаленных рабочих столов Windows Server 2012 Remote Desktop Services (RDS) управляют сессиями пользователей и поддерживают работу с файл-сервером и системой хранения данных.

На первом этапе внедренное решение рассчитано на поддержку пула виртуальных рабочих мест для нескольких компьютерных классов, в дальнейшем емкость будет постепенно наращиваться до нескольких тысяч рабочих мест.

Преимущества

Сейчас технологии виртуализации рабочих станций внедрены в том корпусе Финансового университета, где размещается факультет прикладной математики и информационных технологий. В течение пяти лет на инфраструктуру VDI планируется перевести основную часть компьютерных классов и рабочих мест сотрудников университета. При этом предполагается постепенно сокращать число компьютерных классов и плавно переходить к использованию студентами на занятиях личных ноутбуков и планшетов. Кроме того, решено предоставить студентам возможность заниматься из дома посредством собственных ПК. Все это позволит не только сократить затраты на инфраструктуру, но и существенно расширить функциональность дистанционных образовательных сервисов.

«Исторически появление в университетах компьютерных классов было связано с тем, что тогда компьютеры были редкостью. Несмотря на название “персональный”, позволить себе приобрести компьютер еще совсем недавно могли лишь очень немногие семьи, и потому в основной массе студенты получали практический опыт использования вычислительных технологий только в стенах вуза в выделяемое им ограниченное время. Сейчас ситуация в корне изменилась, и мы просто обязаны соответствовать ожиданиям наших сегодняшних и будущих студентов. Да и университету постоянное обновление и расширение парка компьютеров обходится довольно дорого. Уже сейчас технология VDI позволяет нам существенно оптимизировать использование лицензионного программного обеспечения и ИТ-администрирование, а также продлить срок службы рабочих станций. Развитие технологии виртуализации рабочих станций даст возможность транслировать стандартные университетские ИТ-сервисы на личные компьютеры и мобильные устройства пользователей и студентов, обеспечив при этом все университетские политики безопасности и сохранности данных. Трансляция ИТ-сервисов на удаленные компьютеры и мобильные устройства существенно расширит возможности студентов, и они смогут подкреплять теоретические занятия практическими навыками, полученными при выполнении лабораторных работ, в любое удобное время и из любой точки, где есть Интернет», — Владимир Соловьев, д.э.н., профессор, директор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Ранее технику в компьютерных классах приходилось обновлять раз в два года, и эти затраты составляли значительную часть ИТ-бюджета Финансового университета. Теперь требования к аппаратной части существенно снизились, и срок жизни рабочих станций может быть продлен. Кроме того, тонкие клиенты существенно дешевле традиционных рабочих станций, а вследствие отсутствия механических частей в тонких клиентах практически нечему ломаться.

Более эффективным стало и управление программным обеспечением. Поскольку компьютерные классы поочередно посещали студенты разных факультетов, на каждый компьютер приходилось устанавливать полный комплект программных продуктов для компьютерной поддержки различных учебных дисциплин: бухгалтерские программы — для студентов-экономистов, статистические пакеты — для социологов, линейки продуктов различных вендоров — для студентов компьютерных специальностей. Университету приходилось приобретать большое число лицензий на прикладное программное обеспечение, однако эти приложения употреблялись лишь в течение ограниченного времени. Технологии VDI позволяют создавать образы для каждой группы студентов, причем с необходимым им набором приложений, которые могут запускаться одновременно на разных компьютерах. В результате дорогостоящие лицензии на программное обеспечение будут использоваться гораздо эффективнее. По предварительным оценкам, когда технология VDI будет внедрена в масштабах всего университета, затраты на лицензирование сократятся в 5—6 раз. Учитывая масштабы Финансового университета, экономия будет существенной.

Поскольку все студенты зарегистрированы в университетском каталоге Active Directory, в перспективе они смогут самостоятельно получать доступ к необходимым их программам в соответствии с политиками Финансового университета. Это поможет им изучать решения, для развертывания которых нужна сложная технологическая среда, не предназначенная для воссоздания на «бытовых» компьютерах (например, системы управления базами данных, серверные операционные системы и др.).

Технология VDI позволила существенно повысить гибкость и масштабируемость инфраструктуры, упростив создание и администрирование рабочих мест и предоставив пользователям условия для самообслуживания. Сейчас установкой на виртуальные машины программного обеспечения, необходимого для проведения занятий, занимаются ИТ-специалисты университета, а в будущем эту работу предполагается переложить на преподавателей (с помощью портала самообслуживания).

Программное обеспечение

  • Microsoft Windows Server 2012 (Hyper-V, VDI)