У защитников природы из «Гринпис интернэшнл» есть план под названием «Энергетическая (Р)-Эволюция» (Energy [R]evolution). По их утверждению, этот план позволяет снизить к 2050 году выбросы углекислоты в атмосферу на 80 процентов по сравнению с нынешним уровнем. Важную роль в реализации этого плана должна сыграть идея энергоэффективности.
«Smart Grid, — говорит Свен Теске, — имеет первостепенное значение для реализации нашего плана энергетической эволюции. Эта технология необходима для доставки энергии из всех возобновляемых источников и строительства эффективной энергетической инфраструктуры. По своему значению Smart Grid так же важна, как и сами возобновляемые источники энергии. Если подключить такие источники к энергосети без «умного» управления, они просто не будут работать.
Нам нужны «умные» сети распределения энергии, умеющие использовать энергию ветра и солнца, а в их отсутствие переходить к другим источникам, например, биологическим или гидроэлектрическим. Кроме того, нужно учитывать, что в случае перехода автомобильного транспорта на электродвигатели ему тоже понадобится дополнительная электроэнергия.
В прошлом году мы провели подробный анализ европейского сценария под названием Renewables 24/7 («Возобновляемые источники энергии 24 часа в сутки 7 дней в неделю»). Мы смоделировали энергетическую сеть всего Европейского Союза на основе усредненных средних данных о количестве солнечных и ветреных дней за последние 40 лет. Теперь мы собираемся сделать еще один шаг и проверить, как эта система будет работать с использованием устойчивых и неустойчивых источников энергии. В прессе часто говорится о том, что возобновляемые источники энергии неустойчивы и непредсказуемы. Это утверждение неверно. На сегодняшний день известны семь возобновляемых источников энергии: энергия морских приливов, а также геотермальная, фотогальваническая, солнечная термическая, биологическая, ветровая и гидроэлектрическая энергии. Лишь два из этих источников (фотогальванический и ветровой) можно считать неустойчивыми. Но для того, чтобы постоянно получать энергию из всех перечисленных источников, нужно интегрировать Интернет и сети энергоснабжения.
Это может потребовать разработки дополнительного программного обеспечения, но уже сегодня для реализации нашего плана нет никаких технологических преград. Самое же интересное состоит в том, что почти вся необходимая инфраструктура уже построена, причем в большинстве случаев не придется прокладывать ни метра новых силовых кабелей.
Энергетические компании понимают: нужно что-то делать, — но не знают, что именно и как. В то же время информационно-технологические компании понимают всю выгоду выхода на новые рынки. Поэтому я считаю, что новую технологию будут, в первую очередь, продвигать ИТ-компании, а не коммунальные службы, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Коммунальным службам нужно менять бизнес-модель. Если этого не сделать, можно потерять рынок. Производители энергии из альтернативных возобновляемых источников выросли до критической массы, и если они не найдут покупателей среди коммунальных служб, то начнут выходить на рынок самостоятельно. Вопрос не в том, пойдут энергетические компании по этому пути или нет. Если они хотят выжить на рынке, им придется подключать свои энергетические сети к возобновляемым источникам.
В течение определенного времени мы работали над повышением экологической чистоты информационно-технологических компаний. И вот настал момент, когда мы поняли, что ИТ-компании могут не просто изымать из своего оборудования токсичные материалы, но и повышать эффективность энергетики в целом. Это значит, что ИТ-отрасль готова не только ликвидировать свои внутренние проблемы, но и предложить решения на глобальном уровне».