USD 92.51 ЕВРО 98.91

Игорь Иванов: «Виртуализация и размещение инфраструктуры в облаке позволяет избежать серьезных расходов»

Мнения

На российский рынок провайдеров облачных услуг выходит новый игрок — компания Cloudhouse. Мы взяли интервью у руководителя проекта Cloudhouse.ru Игоря Иванова.

Рынок облачных услуг растет в России, и уже есть немало предложений. В чем преимущества Вашей услуги «облачный сервер» по сравнению с другими предложениями на рынке?

Игорь Иванов, руководитель проекта cloudhouse.ruПри определенной степени зрелости рынка базовые услуги все предоставляют по большому счету одинаково. Услуга Cloud Sever – базовая, достаточно простая. Суть ее в том, что пользователь должен иметь возможность его создать виртуальный сервер, запустить его, видеть его состояние, приостановить, удалить, если сервер больше не нужен, — все. Различия в услуге Cloud Server у разных провайдеров связаны исключительно с привычками и индивидуальными предпочтениями пользователей. Если пользователь привык к интерфейсу Microsoft Windows, то скорее всего интерфейс Mac OS ему будет неудобен, точнее — непривычен. Он может сказать из-за этого, что услуга предоставляется плохо, но это субъективное мнение. Поэтому сказать, что кто-то хуже предоставляет эту услугу, кто-то лучше, при существующей степени зрелости рынка уже нельзя.
 
Услугу Cloud Server можно сравнивать по надежности – здесь речь идет о надежности ЦОДа и железа, на котором услуга предоставляется. Но здесь тоже силы основных игроков примерно равны: все услугу делают на базе высоконадежных датацентров, причем сейчас основные облачные провайдеры имеют как минимум два ЦОДа, то есть они в том или ином виде могут перенести виртуальные машины, сделать катастрофоустойчивое решение, сделать кластеризацию на разных датацентрах. Но прежде всего вопрос надежности все-таки заключается не только в том, есть второй ЦОД или нет, — а важен вопрос надежности самого ЦОДа. Несколько линий электропередач, обязательно резервные генераторы, обязательно несколько каналов связи – выходов в Интернет. Без этого никак. Что касается нашей услуги, мы сейчас ее предоставляем ее на базе нашего собственного датацентра категории надежности Tier II в центре Москвы, а через два месяца – на площадке категории надежности Tier III в инновационном кластере Технополис Москва на Волгоградском шоссе, где сейчас пока еще ведется строительство.

Услугу Cloud Server можно сравнивать по техподдержке. Есть разные уровни технической поддержки. Мы оказываем и базовую бесплатную поддержку 24×7, отвечая на простые вопросы, что нужно сделать, чтобы сервер запустился и был доступен, и платную поддержку, когда речь идет о том, что пользователю нужно настроить серьезные сетевые конфигурации.

Если сегодня заказчику нужна инфраструктура, а завтра не нужна, то виртуализация и размещение инфраструктуры в облаке провайдера позволяет избежать серьезных капитальных расходов. И соответственно снизить риски того, что если какой-то проект, который затевает компания, не пойдет, то не придется потом думать, куда девать все купленное под проект оборудование.

Услугу Cloud Server можно сравнивать по возможности самообслуживания. Не у всех компаний на рынке, которые заявляют о предоставлении услуги Cloud Server, есть такой функционал, — многие требуют заполнить форму на сайте или позвонить провайдеру. Однако, что касается группы лидеров, возможность самообслуживания предоставляют все, и мы в их числе. У нас есть контрольная панель, куда пользователь может сам зайти, сам зарегистрироваться, сам заказать себе сервер и получить к нему доступ. Мы не практикуем подход «Вы, конечно, можете получить сервер, но сначала напишите нам заказ, а мы вам завтра ответим».

Приведу примеры, чтобы доказать, что панель самообслуживания – это преимущество.

  • У компаний-разработчиков часто возникает необходимость перед выпуском релизов тестировать программное обеспечение при определенных нагрузках. Часто требуется провести тестирование срочно. Тестирование требует вычислительных ресурсов, которые не всегда есть в наличии. Эта задача легко решается с помощью услуги Cloud Server. Достаточно зайти на наш сайт, заказать сервер, оплатить его кредитной картой, — и Вы сможете сразу проверить, как все работает, если работает, сказать “ok”, выключить сервер, — задача выполнена.
  • Еще пример. Случается, что в результате DDOS-атак падает сайт. Особенно неприятно, если работа сайта критически важна для бизнеса компании. Чтобы быстро поднять сайт, нужно быстро развернуть сайт в другом месте, чтобы был другой IP-адрес. Эта проблема тоже легко решается с помощью услуги Cloud Server. Нужно зайти в виртуальный датацентр, заказать сервер, перенести информацию для сайта хотя бы как временное решение, чтобы он просто был в Интернете, перенастроить DNS, — и снова все работает. Пусть на основной сайт, на основной сервер продолжаются атаки, — сайту это уже не страшно.  Мы считаем, что для этих и других подобных случаев панель самообслуживания должна быть обязательно. И оплатить все должно быть достаточно просто. Мы убираем сложности, как заказать, оплатить и получить услугу, у нас все максимально просто и удобно, и в этом наше преимущество.

Что касается биллинга и тарификации, тарифицировать можно вообще любой техресурс, который есть в платформе, а их там больше пятнадцати штук, — использование сети, использование IP-адресов и так далее, но в этом нет смысла. Мы тарифицируем по факту потребление памяти, процессора и жесткого диска. Довольно часто на рынке встречается тарификация трафика, мы трафик не тарифицируем, а предоставляем его бесплатно.

А что такое «виртуальный датацентр»?

Представим ситуацию, когда у человека есть два виртуальных сервера, и желательно, чтобы они друг друга как-то видели между собой. Это организуется в рамках виртуального датацентра. Речь идет о том, что у каждого пользователя есть некоторый контейнер, в котором сидят его виртуальные сервера. Они могут видеть друг друга, связаны по сети, к ним можно как-то обратиться, и в рамках этих виртуальных датацентров можешь наращивать свои пакеты. Более того, пользователь может создать несколько виртуальных датацентров. 

Приведу пример, когда может быть полезна услуга «виртуальный датацентр». Предположим, компания-разработчик собирается внедрять систему CRM, и ее нужно проверить. Для этого группа тестировщиков разворачивает виртуальный датацентр. При этом нужно внедрить систему бухгалтерского учета, и ее желательно проверить отдельно. Для этого создается еще один виртуальный датацентр. Если все работает на отдельных датацентрах, то далее следует объединить их между собой. Чем больше задействовано серверов, тем больше необходимость в использовании разных виртуальных датацентров. В рамках нашей платформы пользователь может создавать любое количество виртуальных датацентров. По умолчанию у него есть один виртуальный датацентр, который мы ему настраиваем, но при желании пользователь может создать себе неограниченное количество виртуальных датацентров.
 
Важно отметить, что, когда говорят про наличие услуги виртуального датацентра, речь идет о возможности создания полноценной виртуальной ИТ-инфраструктуры. Это значит, что виртуальные сервера не стоят обособленно, где-то витают в облаке сами по себе, а как-то соединены между собой. Причем уровни соединения могут быть совершенно разные.

Установлен Firewall, установлены виртуальные маршрутизаторы, установлены соединения между серверами различных форматов, допустим, два виртуальных сервера видят друг друга и какой-то один маршрутизатор, но не видят всего остального. Можно строить бесконечно сложную структуру — бесконечное, точнее, достаточно большое количество виртуальных сетевых карт, сетевых соединений и так далее. По сути, это полноценная инфраструктура, которая соответствует физическим соединениям между серверами в физической инфраструктуре, но она находится в виртуальном датацентре, представлена виртуальными серверами. Если пользователю нужно работать с несколькими компьютерами, с несколькими сетями, с несколькими файерволами, какими-то маршрутизаторами, свичами, хабами, — чем угодно, — мы такую возможность предоставляем. То есть пользователь получает полноценную ИТ-инфраструктуру, которая располагается у нас, но управляет он этой инфраструктурой самостоятельно.

Какие еще услуги, помимо вычислительных мощностей, Вы предоставляете?

На самом деле в рамках услуги IaaS предоставляются не только вычислительные мощности. Важно, что предоставляются еще услуги по хранению. В ближайшее время мы начнем предоставлять услуги по автоматическому резервному копированию. Автоматическое резервное копирование, возможность хранения этих резервных копий удаленно позволяет в случае необходимости восстановить всю систему очень быстро.

Мы будем также предоставлять возможность выгрузки информации из облака к себе, чтобы не потерять то, что было наработано. То есть когда говорят об IaaS-услугах, речь как раз не столько идет о предоставлении просто мощностей, потому что все современные компьютеры достаточно мощные. Взять любой ноутбук серьезный, он мощнее, чем раньше были сервера, причем намного мощнее. Речь идет не только о вычислительных мощностях, нет. А о том, что заказчику предоставляется пространство, оперативная память, вычислительные мощности в виде процессоров, но при этом предоставляется еще многое другое: сетевые соединения, возможности услуги по резервному копированию и восстановлению. Возможность, если проект не пошел, просто закрыть его, не теряя капитальных вложений.

Главное в услугах IaaS в том, что они позволяют минимизировать расходы. Ведь если сегодня заказчику нужна инфраструктура, а завтра не нужна, то виртуализация и размещение инфраструктуры в облаке провайдера позволяет избежать серьезных капитальных расходов. И соответственно снизить риски того, что если какой-то проект, который затевает компания, не пойдет, то не придется потом думать, куда девать все купленное под проект оборудование. В этом смысле облачные услуги, конечно, имеют огромное преимущество перед физической ИТ-инфраструктурой.

Почему была выбрана платформа «Flexiant»?

На рынке присутствует достаточно большое количество платформ, разработанных серьезными вендорами: IBM, HP. Есть консорциум, который предлагает услуги Open Source, например, Open Stack. Нужно было, выбирая из разных альтернатив, найти некоторый компромисс между стоимостью и функциональностью. Это вопрос «цена-качество». Flexiant оказался оптимальным по соотношению «цена-качество» и по своей ценовой модели для провайдера.

На какой сегмент рынка Вы позиционируете свое решение?

В большинстве случаев наши услуги IaaS нужны тем, кто только начинает, либо по каким-либо причинам хочет расширяться. Скорее всего, это небольшие компании, начинающие компании, возможно, средний по размерам бизнес, который находится в стадии расширения и не готов тратить значительные деньги на ИТ-ресурсы. Возможно, крупные компании, которым, например, нужна временная инфраструктура для проверки каких-то своих локальных проектов, которые по сути являются стартапами. Запустили проект, посмотрели, что получается – не получается. Не получается – прикрыли, получается – все, переносим из облака к себе и дальше работаем. Наши услуги IaaS нужны также в случае, когда в компании широкая филиальная сеть, и необходимо, чтобы информация была где-то в едином центре.

Другой возможный тип заказчика – компании, которые переезжают в новый офис, — им нужно заново решать все проблемы, связанные с доступом, с IP-адресами, и так далее. В этом случае, конечно, лучше установить все это в облаке провайдера, и тогда во всех филиалах, во всех торговых точках и офисах сотрудники будут иметь доступ к ИТ-системам. Еще услуги IaaS могли бы пригодиться компаниям, у которых много разъездных торговых агентов, которые должны иметь постоянный доступ к CRM-системе. Им как раз облако нужно. Когда торговый агент находится у клиента, то при наличии Интернет-соединения он сможет посмотреть всю необходимую информацию, какую-то информацию сразу занести в CRM, в бухгалтерскую систему. Можно по желанию компании-Заказчика разместить в облаке только ту информацию, которая необходима агентам для работы, скрыв большую часть бэк-офиса.

Есть ли у вас какие-то спецпредложения для новых клиентов?

Например, настроенный пакет Bento Boxes для компаний. Кстати, это наше преимущество. Bento Boxes – это по сути контейнер, который может включать в себя множество виртуальных серверов, сетей, сетевых соединений, firewall’ов и так далее. При этом в интерфейсе есть графический дизайнер, который позволяет с помощью движения мышки drug & drop – взяли, перетащили, поставили, — все эти сервера как-то объединять между собой. Там же в Bento Boxes можно указывать их параметры. За несколько кликов таким образом создавать себе виртуальную инфраструктуру, которая для чего-то нужна. Эту виртуальную инфраструктуру в Bento Boxes можно сохранить как шаблон и потом развертывать новые инстансы-экземпляры.

Например, у заказчика есть некоторая система управления контентом для веб-сайта, которая в бэкграунде работает с какой-то базой данных. И есть какая-то настроенная панель управления всем этим. Заказчик хочет, чтобы у него веб-сервер крутился на одном виртуальном сервере, база данных была на другом, а контент брался откуда-то там с третьего. Чтобы тяжелые файлы, видеоизображения лежали на третьем сервере, и не грузили основной – где веб-сайт. Эти три сервера как-то между собой объединены. Внешние пользователи видят только веб-сайт, но там есть еще два вспомогательных сервера.

Предположим, заказчик доволен, — получилась такая удобная конструкция, которая хорошо работает для продуктовых сайтов. Если он захочет сделать новый продуктовый сайт, он может не развертывать еще какую-то конструкцию на тех же самых серверах, а сделать копию. Контент там будет другой. Ему нужна только структура. Он сохраняет структуру как шаблон. Когда возникнет необходимость сделать аналогичный веб-сайт, он просто скопирует шаблон в новый инстанс, и запишет туда новые файлы.