USD 94.09 ЕВРО 100.53

Борис Бобровников: «ИТ-рынок зависит от цены на нефть»

Мнения

Борис Бобровников: «ИТ-рынок зависит от цены на нефть»

О том, как обстоят дела на рынке аутсорсинга в России, мы беседуем с генеральным директором компании КРОК – Борисом Бобровниковым.

– Скажите, что происходит сейчас в нашей стране с точки зрения
ИТ-аутсорсинга?

– Российский рынок зависит от внешних экономических факторов, в первую
очередь от  цены на нефть. Пока экономия и оптимизация бюджетов не станет
первоочередной задачей крупных российских компаний, количество аутсорсинговых
проектов можно будет пересчитать по пальцам. Будет процветать классическая
российская модель – развития собственных ИТ-подразделений, в ряде случаев
соизмеримых со средним ИТ-интегратором. Плюс не надо забывать, что у крупных
компаний за докризисные годы и после создана мощная ИТ-инфраструктура – все это
нужно эксплуатировать. Но, как только цены на нефть начнут падать,
востребованность аутсорсинга возрастет в разы, причем за очень короткое время.
Ведь несмотря на сокращение расходов, задачи перед ИТ-подразделениями останутся
прежними, а выполнить их в новых условиях собственными силами будет уже
невозможно.

Показательный
пример: в конце прошлого года я обратил внимание на то, что некоторые заказчики
начали урезать ИТ-бюджеты, потому что ситуация на мировых рынках была более чем
нестабильная.  В результате в ноябре в течение недели крупный российский
банк передал нам свою ИТ-инфраструктуру и весь персонал, который ее
поддерживает, – почти сто человек, включая регионы. Мы приняли их к себе на
работу; сейчас это уже полномасштабный аутсорсинг. Для подобного проекта неделя
– практически мгновенно.

– Кто чаще всего пользуется этими услугами?

– Заказчик аутсорсинга – это компании, работающие на высококонкурентных
рынках, именно им нужна гибкость, которую аутсорсинг обеспечивает. Например,
ритейл. Они вынуждены считать каждую копейку, поэтому держатся на пике
технологий. Наши первые аутсорсинговые проекты были с ритейловыми сетями, и
сейчас мы работаем уже с десятком таких сетей.

Кроме того, в текущем году мы выполнили первый в истории КРОК проект по
аутсорсингу бизнес-процессов. Бизнес-процесс, кстати, весьма «не маленький» –
накладные и отгрузочные документы мы свозили грузовиками со всей страны. Затем
весь этот архив цифровали, каталогизировали. Теперь мы его поддерживаем и по
запросу предоставляем нужные данные заказчику. 

– Как обстоит ситуация с облачными сервисами в плане реальной работы, а
не теоретических выкладок? 

– «Облака» – это интересная штука. С одной стороны, они продолжают быть
актуальной темой, с другой… во всем мире интерес к облачным технологиям
сместился с первого пункта на 13-й в списке перспективных технологий
исследовательской компании Gartner. Стало понятно, что магическое слово
«облака» не означает мгновенного решения всех проблем. Поэтому завышенные
ожидания двухлетней давности сошли на нет. Сегодня «облака» стали одним из
рабочих инструментов, которые поставщик и компания долго, сложно, иногда даже
занудно внедряют и используют в бизнесе.

В КРОК «облачное» направление растет медленно, и тем не менее в нашем
демо-«облаке» (это бесплатная услуга) побывало и протестировало ряд технологий
уже порядка 200 компаний. Некоторые из этих компаний в итоге стали нашими
аутсорсинговыми заказчиками, которые пользуются самыми разными услугами, в том
числе облачными.

Да, компании переходят к облачным сервисам пока медленно. Тем не менее,
процесс идет. Сегодня все знают, что «облака» – это эффективное управление
затратами, быстрое внедрение инноваций, гибкое масштабирование.

– А какие проблемы сдерживают рост использования облачных
сервисов?

– А не все так просто, применительно к корпоративному сегменту. Есть
несколько лидирующих облачных платформ, но  они конфликтуют друг с другом.
Их не так легко интегрировать.

Какого-то готового решения для предприятия вида «облако из коробки –
поставил и продал» – нет. Каждый раз приходится думать, как все будет
взаимодействовать с софтом и инфраструктурой заказчика, комбинировать и
изобретать решение с учетом конкретных требований. Здесь огромный простор для
работы интегратора. Наверное, можно уже смело вводить такие понятия, как
«облачная интеграция» и «облачный интегратор».

– Какие направления  сегодня наиболее популярны?

– Традиционно популярны вычислительные системы, рост у нас составил 
37%. Особенно «тяжелые» решения; направление систем хранения данных выросло
более чем на 50%. Соответственно увеличилась потребность в сопровождении
соответствующего оборудования – больше чем на 100%. Серьезно вырос объем
сервиса и в телекоме: в области передачи данных и колл-центрах. Вырос спрос на
системы бюджетирования: решения для оптимизации затрат, экономии ресурсов и так
далее. Причем интерес и поддержку к таким проектам мы получали от финансовых
директоров или первых лиц предприятий. За 2011 год выручка по этому направлению
выросла у нас в компании на 120%.

Поднялся спрос на решения по виртуализации и управлению мобильными
устройствами, управлению и мониторингу ИТ-инфраструктуры. Расширился круг
заказчиков, виртуализирующих свои рабочие места.

Кроме того, мы сейчас серьезно работаем над платформами, совместимыми с
Android. Иначе говоря, интерес компаний теперь сводится к повышению
эффективности не только ИТ-инфраструктуры, но и управления рабочими местами,
включая работу с удаленными и мобильными пользователями. Ведь у компаний сотни
сотрудников регулярно ездят на встречи, находятся в командировках и так далее.
Нужно дать им возможность нормально работать и вне офиса.

– Какие главные проблемы сейчас на ИТ-рынке в России?

– Недостаток специалистов. Мне кажется, что объем российского ИТ-рынка в
значительной степени сдерживается не количеством денег, которых достаточно, а
именно нехваткой специалистов. Наш рынок готов принимать по 50 тысяч
специалистов каждый год, но их неоткуда взять. Причем уровень российских
зарплат сегодня может превышать европейский и американский, но это тупиковый
путь развития. Что же делать? Рецепт только один: растить свои кадры. И мы
активно этим занимаемся. Например, ведем курсы, регулярно проводим ИТ-олимпиады
в ведущих университетах страны, активно развиваем внутри компании стажерские
программы. Благодаря  этому часть перспективных сотрудников попадает к нам
на работу в возрасте 18–22 лет. Сегодняшняя демографическая ситуация вынуждает
нас заниматься и школьниками. Мы с партнерами уже разрабатываем несколько
компьютерных игр на ИТ-тематику, чтобы заинтересовать подрастающее поколение
миром технологий. Думаю, мы и дальше будем популяризировать ИТ.