USD 92.26 ЕВРО 99.71

Финансовый Университет внедрил новые образовательные технологии с помощью Azure и Windows 10

Технологии

О заказчике

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – крупнейший российский научно-образовательный центр: 20 факультетов, 13 институтов и 150 кафедр, научные исследования по экономике и праву, математике и информационным технологиям, социологии и политологии. С 1919 года вуз превратился в крупный научно-образовательный комплекс. Только в Москве ему принадлежит 12 кампусов, где ежегодно обучаются около 60 тысяч человек. Университет готовит бакалавров по 12 направлениям подготовки, магистров — по 11, кандидатов и докторов наук — по 6, ведет 9 образовательных программ среднего профессионального образования, 10 программ МВА и 108 программ переподготовки и повышения квалификации.

На 2015 год ИТ-инфраструктура университета представляла собой единую сеть из 5,5 тысяч рабочих мест в Москве и филиалах, а система центров обработки данных объединяла 200 физических серверов.

 

Ситуация

Конкуренция в образовательной сфере чрезвычайно высока. Лидирующие высшие учебные заведения предоставляют наиболее комфортные условия для обучения — бесплатный интернет в учебных корпусах и общежитиях, дистанционные образовательные программы, материалы для самоподготовки и практики. Поэтому руководство Финансового университета активно внедряет новые подходы к организации обучения и задействует новейшие информационные технологии. Во всех учебных корпусах и общежитиях доступен интернет — проводной и через WiFi. Большинство преподавателей и студентов работают на устройствах с новейшей операционной системой Windows 10 в приложениях Office 365 — используют сервисы электронной почты и видеоконференцсвязи, а также привычные всем Word, Excel и PowerPoint. Но самое важное — это специализированное программное обеспечение, к примеру, бизнес-приложения для подготовки бухгалтерской отчетности или управления предприятием, решения для управления ИТ-инфраструктурой и серверного администрирования, системы управления базами данных. И именно эта часть организации учебного процесса самая сложная.

«Главная задача нашего университета — учить студентов. Но по многим дисциплинам нужно специальное ПО. Сравните: если я изучаю историю, то учиться я могу круглосуточно и где угодно — могу послушать лекцию, найти информацию в интернете, почитать книжку, сходить в библиотеку или обсудить материал с однокурсниками. Но если я выбрал дисциплину, в которой требуется использование информационных технологий, а сегодня таких дисциплин — процентов 90, то заниматься я смогу только в компьютерном классе моего вуза в специально отведенное для моей группы время. У нас учится много будущих бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров и аналитиков, ИТ-специалистов — мы широко используем продукты Microsoft, MathWorks, 1С, Диасофт и многие другие. И как же нам создать учебное пространство для этих студентов? Развернуть нужную систему на личном компьютере смогут единицы, но во многих случаях и этого мало — требуются специально подготовленные данные, например, об операциях компании, и необходима совместная работа студентов с этими данными», — говорит профессор Владимир Игоревич Соловьев, директор по информационным технологиям Финансового университета.

Потребность в усовершенствованной учебной среде есть еще и потому, что университет предлагает студентам интересную практику в виде бизнес-игр двух видов:

  1. Виртуальные лаборатории — воссозданные рабочие модели для обучения будущих сотрудников банка, финансовых директоров, бухгалтеров и аналитиков, где каждый студент играет конкретную роль в виртуальной компании;
  2. Симуляторы — программы, имитирующие развитие рынка. Например, в симуляторе «Управление корпорацией» студенты делятся на команды — компании, работающие на общем рынке, распределяют между собой роли и принимают решения, исходя из которых меняются позиции их компаний на рынке. Симулятор построен на математической модели, которая рассчитывает, как будет развиваться рынок в зависимости от действий игроков и внешних условий. Раунд длится час, что соответствует полугодию работы компаний, и за этот час студенты принимают по 400 решений.

Ко всем лабораториям и симуляторам открыт внешний доступ через интернет.

«Как и другие вузы, мы несколько лет назад частично решили проблему удаленного доступа, создав виртуальные рабочие столы для разных факультетов и открыв доступ к учебным программам, лабораториям и симуляторам в локальной сети университета. Но мы столкнулись с серьезными ограничениями по производительности, программы работали недостаточно быстро даже внутри университетской сети. Мы искали решение, которое позволит студентам и сотрудникам работать с учебными инструментами с любого устройства через интернет. И узнав о RemoteApp в Azure, сделали выбор без колебаний. Кроме того, инфраструктура университета должна соответствовать ожиданиям пользователей, и это означает, что она должна работать быстро и быть современной. Поэтому мы установили на университетские компьютеры новую ОС Windows 10. Она решила обе задачи: помимо более удобного и более современного интерфейса и новых возможностей пользователи заметили увеличение скорости загрузки на тех же самых компьютерах, на которых раньше стояли предыдущие версии Windows», — объяснил Владимир Игоревич.

 

Решение

RemoteApp — служба доставки приложений Windows в облаке Azure, которая позволяет запустить привычные приложения на любом устройстве через интернет. Как она работает в рамках крупного вуза? Студенты и преподаватели устанавливают приложение RemoteApp на личный смартфон, планшет или ноутбук, входят в свою учетную запись — и работают в приложениях, которые установлены на университетских компьютерах. Не нужны ни дополнительные лицензии, ни помощь системного администратора в настройке личного устройства, ни покупка дополнительных серверов.

«Когда вышел RemoteApp, для начала я попробовал самостоятельно, без помощи консультантов Microsoft и ИТ-специалистов университета, развернуть простую конфигурацию приложений и запустить их со своего смартфона — и у меня получилось! При этом добавленные мной приложения Office 365 работали быстро даже с 3G-интернетом. Тогда я понял, что это решение можно без проблем масштабировать до размеров нашего университета, и это не займет много времени», — вспоминает Владимир Игоревич.

Решение на базе RemoteApp внедрили летом 2015 года. После нескольких дней тестирования системы учебные приложения опубликовали для студентов и преподавателей. При этом не возникло проблем синхронизации имеющихся аккаунтов со службой RemoteApp, так как университет перевел свои коммуникации в облако Microsoft Office 365 еще в 2012 году — с тех пор университетская служба каталогов интегрирована с Azure Active Directory.

«У нас хорошие отношения с коллегами из Microsoft, но в этот раз нам даже не понадобилась их помощь — мы взяли решение в коробке и просто его развернули. Часто продукты Microsoft достаточно сложные и требуют знаний консультантов, а внедрением RemoteApp с нашей стороны занимался всего лишь один человек! Проблем не возникало ни при развертывании приложений на устройствах с Windows 10, ни на устройствах с другими операционными системами. Конечно, мелкие вопросы иногда возникали, но нам оперативно отвечал IT-архитектор Microsoft Павел Гармашов», — говорит Владимир Игоревич.

Сначала планировалось создать портал самообслуживания с отдельными коллекциями приложений для каждой учебной группы. Но общая коллекция на практике оказалась удобнее, поскольку в таком случае студент может работать не только со своим ПО, но и с другими программами, изучение которых не входит в его образовательную программу.

К февралю 2016 года доступ к приложениям через RemoteApp был предоставлен всем московским студентам и преподавателям. Следующий этап — подключение пользователей из филиалов университета.

 

Быстрое развертывание и масштабируемость

Решение на основе облачной службы RemoteApp гибкое — прежде чем внедрить его в инфраструктуру университета, можно попробовать на небольшой группе студентов, а потом достаточно просто расширить количество подписок.

«К примеру, вы протестировали приложение в течение двух дней на группе пользователей. Понравилось — подключайте остальных, не нравится — отключитесь. При тестировании вы ничего не теряете, потому что не вкладываетесь в новое железо и работу системных администраторов. Но главное преимущество решения на RemoteApp — это эластичность. Если нам понадобится подключить еще 10 тысяч студентов — подключим без проблем за пару часов», — объясняет Владимир Игоревич.

 

Высокая скорость работы в отличие от VDI

Прежде наиболее удобным решением для организации удаленного доступа к приложениям была инфраструктура виртуальных рабочих столов (VDI — Virtual Desktop Infrastructure). Финансовый университет можно назвать настоящим первопроходцем.

«Перед внедрением мы проанализировали опыт ведущих мировых университетов по предоставлению студентам и преподавателям доступа к ПО, оказалось, что такую услугу предоставляют лишь несколько вузов, и все они решают эту задачу с помощью удаленных рабочих столов. Но мы убедились на своем опыте, что RemoteApp — намного более эффективное решение. К тому же вместе с подписками мы получили подарок от Microsoft в виде интеграции нашего облака Azure с системой хранения данных StorSimple, которая автоматически архивирует редко используемые данные, сохраняя в локальных хранилищах только наиболее востребованные», — делится Владимир Игоревич.

Рассмотрим стандартный пример. Если в классической инфраструктуре без удаленного доступа университет закупает 20 лицензий на необходимый программный продукт, то этот программный продукт доступен только на 20 конкретных компьютерах в конкретном учебном корпусе, в конкретном компьютерном классе. А если преподавателю понадобится провести занятие с использованием этой программы в другом здании? Здесь раньше самым лучшим решением было использование VDI: программный продукт устанавливается на сервер, и системный администратор настраивает доступ к удаленному рабочему столу через интернет, тогда можно заходить на виртуальный рабочий стол и пользоваться этой программой с различных устройств, в том числе из разных компьютерных классов и, теоретически, с домашних компьютеров.

Но VDI всегда снижает скорость работы программ, поэтому, как правило, доступ к виртуальным рабочим столам намеренно ограничивают, и подключиться можно только внутри университетской локальной сети. И даже в таком случае данные загружаются медленно.

RemoteApp доставляет приложения из облака Microsoft Azure — а значит скорость работы программы не ограничена возможностями локальных серверов, и подключиться к удаленному столу можно из любой внешней сети любого провайдера — из дома через кабель Ethernet, через WiFi в кафе или через мобильный интернет.

«Скорость работы приложений также существенно увеличилась благодаря Windows 10 — многие компьютеры стали загружаться почти в два раза быстрее. С учетом того, что все студенты имеют университетские учетные записи AD/Office 365 и каждое занятие в компьютерном классе начинается с одновременного входа всех студентов в систему, переход на Windows 10 позволил увеличить продуктивность занятий в среднем на пару процентов только за счет ускорения процесса загрузки», — рассказывает Владимир Игоревич.

 

Предсказуемость расходов

«Когда принимали решение, мы подсчитали, что только на приобретение серверной инфраструктуры нам бы потребовалось примерно 20 миллионов рублей — и это не окончательная стоимость, ведь нужно еще учесть покупку лицензий и оплату работы инженеров. И как понять стоимость такого проекта в расчете на одного студента? А облако Azure позволяет точно всё посчитать —  месячная подписка для одного пользователя стоит ровно 750 рублей. Все расходы прозрачны и их легко прогнозировать. Теперь мы платим только за те ресурсы облака, которые нам нужны, и в любой момент можем изменить количество подписок в зависимости от потребностей учебного процесса», — говорит Владимир Игоревич, — «Технологии не стоят на месте, а нам нравится пробовать все современное и передовое. Покупка и внедрение новых технологий как правило требуют больших затрат, но благодаря новой концепции “Windows 10 как услуга”, один раз обновившись до новой Windows, мы можем без дополнительных затрат регулярно получать новый функционал и тестировать его».


Доступ с любых устройств

У всех студентов есть личные устройства на разных платформах — Android, iOS, Mac OS X, Windows или Windows Mobile. Чтобы работать в учебных программах с любимого удобного ноутбука, планшета или смартфона, студенту достаточно загрузить приложение RemoteApp, один раз ввести логин и пароль учетной записи — и дальше ничего настраивать не нужно! В одном окошке отображаются иконки всех приложений, которые можно запустить из облака. При этом интерфейс мобильного приложения такой же, как и на стационарном компьютере или ноутбуке. Удобно!

 

Передовое решение на новой Windows 10

Решение, совместившее технологии Windows 10 и Azure RemoteApp, заметно повлияло и на учебный процесс студентов, и на работу преподавателей, и на задачи ИТ-подразделений университета.

«Новая операционная система Windows 10 намного удобнее сконфигурирована, в частности, функции включения и выключения компьютера, функция поиска. В Windows 8.1 всплывающая справа колонка всегда мешала, всплывая в неподходящее время. Windows 10 правильно работает с SSD дисками, сохраняя срок сохранности диска. После того как перешел на Windows 10 на ноутбуке (2012 года выпуска) заметил значительное увеличение производительности работы офисных приложений. Поскольку мне в принципе понравилась Windows 10, поставил ее вместе с MS Office 2016 также на ноутбук MacBook Pro 2013. Во время отпуска написал главу диссертации на этом макбуке. В своей практике я столкнулся со случаями, когда Windows 10 обеспечивает лучшую совместимость с аппаратным обеспечением ПК некоторых марок, что значительно облегчает процесс обновления, как и более привычный для пользователей Windows 7 интерфейс (по сравнению с Windows 8)», — комментирует Расул Кочкаров, доцент Финансового университета.

«Сегодня студенты используют ноутбуки и для игр и досуга, и для серьезных учебных проектов. С переходом на Windows 10 появилась возможность разделить эти активности по отдельным виртуальным рабочим столам. Эта функция полезна и для компьютерных классов: наконец-то можно по-разному настроить окружение для работы на разных предметах. Теперь ярлыки статистических пакетов не будут мешать при занятиях по английскому языку, и с самого первого занятия студентам будет понятно, какой набор программ предлагается использовать в этом семестре на данной дисциплине. А оконный менеджер Windows 10 позволяет расположить рядом окна сразу нескольких программ и исключить неудобное переключение между приложениями при решении сложных учебных задач. Например, можно проводить расчеты в Excel и сразу фиксировать результаты расчетов в отчете по курсовой работе.

Все чаще в аудитории можно встретить студентов, работающих на гибридных устройствах – компьютерах, трансформирующихся из планшета в полнофункциональный ноутбук с клавиатурой. С выходом Windows 10 такие устройства стали еще эффективнее, так как интерфейс новой ОС автоматически адаптируется к планшетному и десктопному режиму работы», — делится доцент Сергей Макрушин.

«Для управления ИТ-инфраструктуры Финуниверситета важным аспектом с точки зрения управления большим парком компьютеров является глобальное изменение подхода к переходу на новую версию Windows. Появились такие понятия, как ветви и круги развертывания, что позволяет оптимизировать риски и варианты развертывания на различных группах компьютеров. Также в Windows 10 изменилась частота выхода обновлений, добавления функционала и появления новых версий — теперь они появляются 2-3 раза в год, а не один раз в несколько лет, как это было раньше. Данные изменения позволяют автоматизировать процесс развертывания и обновления ОС в крупных организациях с применением новых, удобных и гибких инструментов с возможностью контроля за процессом обновления на уровне отдельных групп компьютеров. Ранее процесс перехода на новую ОС был для организации большой проблемой, так как использовался сложный процесс чистой установки руками или такие инструменты, как System Center, если он внедрен в организации», — объясняет Юрий Быков, начальник управления ИТ-инфраструктуры университета.