USD 92.26 ЕВРО 99.71

Microsoft и Windows Phone: Что пошло не так, и как это можно исправить?

Аналитика

Компания Microsoft по-прежнему хочет делать телефоны, но какое будущее ожидает устройства Windows Phone и Lumia?

 

«Это смелый шаг в будущее — беспроигрышный для сотрудников, акционеров и потребителей обеих компаний. Слияние этих команд увеличит долю и прибыль Microsoft в сегменте телефонов, и укрепит возможности Microsoft и наших партнеров во всем спектре устройств и услуг», сказал на тот момент исполнительный директор Microsoft Стив Балмер, когда объявил о своем намерении купить телефонный бизнес Nokia в сентябре 2013 года.
 
«Учитывая наше многолетнее партнерство с Nokia и множеством ключевых лидеров из Nokia, присоединяющихся к Microsoft, мы ожидаем плавного преобразования и большого эффекта», продолжал Баллмер. Microsoft заплатила €5.44 млрд за бизнес устройств и сервисов Nokia. В рамках сделки 32000 сотрудника Nokia присоединились к Microsoft. Идея заключалась в сочетании дизайна Nokia с программной инженерией от Microsoft, с целью создания бизнес-смартфона, способного соревноваться с Apple и Google.
На этой неделе (меньше, чем через два года после анонса приобретения, и всего через 15 месяцев после его завершения), Microsoft объявила, что сокращает 7800 рабочих мест, в основном, в телефонном бизнесе. Сокращение происходит после раунда увольнений 12500 бывших сотрудников Nokia. Microsoft также списала $7.6 млрд на приобретение бизнеса устройств и сервисов Nokia, плюс от $750 млн до $850 млн на реструктуризацию. Трудно придумать более четкий признак того, что приобретение бизнеса смартфонов Nokia провалилось.
Исполнительный директор Microsoft Сатья Наделла нa этой неделе заявил, что он «приверженец концепции устройств своего производства, включая телефоны», но это не звучит, как слова одобрения. Согласно словам Наделла, стратегия Microsoft будет сосредоточена на трех областях: «Управление, безопасность и производительность» для бизнес-клиентов, «услуги связи» для покупателей недорогих телефонов, и «флагманские устройства» для фанатов Windows.
Стоит отметить, что два из этих трех элементов не обязательно включают Microsoft как производителя телефонов. Замечания Наделла предполагают, что Microsoft может снизить свое участие в производстве телефонов в будущем.
«В ближайшее время мы будем работать над более эффективным портфелем телефонов… В долгосрочной перспективе, устройства Microsoft будут способствовать инновациям, создавать новые категории и генерировать возможности для экосистемы Windows в более широком смысле. Наше переосмысление будет сосредоточено на создании мобильного опыта по всему семейству устройств, включая телефоны», сказал он.
В электронной почте, отправленной сотрудникам в среду, главный операционный директор Microsoft Кевин Тернер намекнул на будущее телефонного бизнеса Microsoft. Он заявил, что компания будет делать телефоны быстрее, но также сказал, что основное внимание будет уделено каналам и рынкам, которые предлагают лучшую отдачу. «Подобный подход применялся к Surface, что оказалось очень успешным», сказал он. Однако в то время, как гибридный ПК Surface оказался более-менее успешным, это гораздо более скромный бизнес, чем империя по производству смартфонов, которую Microsoft когда-то планировала создать.
Так что же пошло не так? Часть проблемы заключается в том, что связь между Microsoft и Nokia была основана на слабости, а не на силе. Microsoft пыталась убедить производителей использовать операционную систему Windows Phone на своих телефонах, но с небольшим успехом. Точно так же, Nokia встретилась со слишком сильной конкуренцией со стороны Android и iOS. Генеральный директор Nokia Элоп незабываемо описал Nokia, как, стоящую на «горящей платформе», ссылаясь на Symbian OS.
Собрать вместе аппаратную часть смартфонов Nokia и программное обеспечение и маркетинговые возможности Microsoft, казалось разумным выбором, но он не оказался таковым.
Аппаратное и программное обеспечение  не являлось проблемой: долгая история создания элегантного оборудования Nokia означала, что Lumias заслужит аплодисменты за смарт-дизайн. И, после нескольких неудачных стартов, Windows Phone с плиточным пользовательским интерфейсом, выглядела намного интереснее, чем iOS. Тем не менее, вместе они не смогли продать достаточное количество телефонов.
В лучшем квартале Microsoft удалось продать 10.5 млн телефонов Lumia (больше дешевых моделей). Чтобы сравнить эти цифры в контексте, Apple продала 61 млн айфонов в последнем квартале. Сегодня IDC оценивает долю рынка Windows Phone в 2,7%. Для Microsoft это даже близко не приближается к оценке «хорошо».
Частично это произошло потому, что Android и iOS плотно укоренились к тому времени, как созрела Windows Phone, но и еще и потому, что у Windows Phone нет такой же экосистемы приложений, которая присутствует у других операционных систем. Это означает, что некоторые популярные приложения не появятся на Windows Phone в течение длительного времени, если вообще появятся.
Мобильную стратегию Microsoft, порой трудно понять. Она выпускает множество различных смартфонов, а затем смотрит – какой будет пользоваться популярностью, в отличие от просчитанного подхода Apple.
Lumia получили наибольшую популярность в бюджетном сегменте. В самом деле, в последнее время не было выпущено ни одного флагманского Lumia. В то же время, Microsoft экспериментирует с введением своих сервисов в iOS и Android (Nokia даже тестирует Android-устройство), что дает клиентам еще меньше причин, чтобы купить ее телефон.
Так какая же будущая мобильная стратегия Microsoft?
Microsoft, по-видимому, стремится быть агностиком: не имеет значения, какое оборудование у вас, если на нем работают Outlook, Office, Skype, Bing, или другие приложения Microsoft. Это не плохая стратегия, но на данный момент потребители по-прежнему предпочитают эти серисы на мобильных телефонах, сделанных не Microsoft.
 
Преимущество производства собственных устройств в том, что можно встраивать свое собственное программное обеспечение и сервисы, делая их параметрами по умолчанию. Когда вы устанавливаете их на чьей-то операционной системе, такой тесной привязки гораздо сложнее достичь. Если у вас Android, вы будете пользоваться Gmail и другими приложениями по умолчанию, например Maps. На iPhone вы ходите в сеть с помощью Safari. Это просто легче, поэтому Microsoft купила бизнес смартфонов Nokia.
Мобильный бизнес важен для крупнейших высокотехнологичных компаний. Даже если вы не можете заработать деньги с помощью производства аппаратного обеспечения (и не многие компании, кроме Apple, это могут), это аппаратное обеспечение играет большую роль, потому что сейчас смартфоны гораздо чаще, чем ПК являются шлюзом для нашей цифровой жизни.
Смартфоны контролируют носимые технологии, вроде умных часов. Таким образом, чтобы стать игроком на рынке носимых аксессуаров, гораздо легче, если производитель уже делает смартфоны. А если производитель выпускает носимые аксессуары, то гораздо проще сделать шаг в потребительском сегменте Интернета вещей. Все эти вещи связаны. Без аппаратного обеспечения, вы рискуете совсем выбыть из гонки.
Surface может считаться успехом, потому что с помощью него, Microsoft показала своим партнерам-производителям устройств, как сделать планшет-гибрид на Windows, который хоошо работает и пользуется спросом, и, таким образом, подтолкнуть их к производству собственных.Та же стратегия не обязательно сработает со смартфонами, так как аппаратное и программное обеспечение на них не проблема — это более широкая экосистема. Создание лучшего в мире устройства на Windows Phone, чтобы производители могли его копировать, не поможет. Приключение Microsoft с Nokia не удалось, но это не означает, что Microsoft может позволить себе отказаться от мобильного рынка.