USD 93.25 ЕВРО 99.36

ИТ-решения для интегрированного здравоохранения

Аналитика

Для тех людей, которые сегодня работают в сфере информационных технологий, всеобщая компьютеризация и информатизация давно уже стали неким свершившимся фактом. Многим из нас кажется, что ИТ проникли во все уголки современного производства, во все отрасли и сферы деятельности человека. Однако такое видение ситуации на поверку оказывается ошибочным, и как только мы выходим за пределы «обустроенной территории», то попадаем в «каменный век», где о высоких технологиях никто и не слышал. В самом деле, сопоставьте степень проникновения ИТ в банковской сфере и в здравоохранении в России: это сравнение будет явно не в пользу последнего.

Справедливости ради, стоит отметить, что степень проникновения ИТ в медицинской области заметно отстает не только в России, но и в самых передовых державах мира, недаром же Барак Обама почти в каждой своей речи напоминает о необходимости развития программы Health Care, связанной с внедрением современных технологий в сфере здравоохранения США. Однако Россия в этой области занимает место, достойное, скорее, стран экваториальной Африки, а не державы, претендующей на мировое значение. И если уж американскую систему считать отсталой, тогда, что можно сказать о нашей? В российских клиниках до сих пор весь документооборот ведется в бумажной форме, как это и было столетие тому назад.

В наше время начали предприниматься первые попытки как-то сдвинуть эту проблему с «точки замерзания». Тот же вездесущий Microsoft «увидел в России огромный потенциал для возможных проектов по автоматизации систем, применяемых в сфере здравоохранения». Однако в этих проектах речь пока идет только об автоматизации рутинных операций документооборота, аутентификации клиентов, биллинга и пр., то есть, дело касается технических аспектов обслуживания пациентов. Собственно говоря, для этого не требуется какого-то специализированного ПО – можно обойтись внедрением уже применяющихся в офисах системах. Можно сказать и так, что в данном случае автоматизация сферы здравоохранения идет извне – со стороны ИТ-компаний, которые просто внедряют уже отработанные решения в том аспекте медицины, где это имеет смысл.

Однако гораздо важнее та часть работы, которая касается непосредственно самого процесса лечения пациентов – автоматизация сферы здравоохранения, идущая изнутри самой отрасли. Естественно, что данное направление, в перспективе, может принести медицине большую отдачу, хотя и потребует серьезных вложений в разработку новых информационных систем. Понятно, что заниматься подобной автоматизацией процесса лечения такие корпорации, как Microsoft, не могут, поскольку не располагают для этого необходимой базой знаний и опытом. Но мы знаем примеры таких компаний, которые уже много лет занимаются производством и внедрением современного медицинского оборудования, и в рамках медицинских систем диагностики и лечения заболеваний ими используются новейшие автоматизированные комплексы. Логично, что именно такие компании стремятся повысить эффективности работы медицинских учреждений за счет внедрения комплексной автоматизации процесса диагностики и лечения пациентов.

К сожалению, в России эта область автоматизации пока еще находится в зачаточном состоянии, хотя отдельные западные компании пытаются донести до властных структур и государственных чиновников идею развития интегрированной медицины. Безусловно, одну из лидирующих позиций в этой области разработки автоматизированных медицинских систем занимает немецкая компания Siemens, представители которой на прошедшем в июне этого года заседании пресс-клуба рассказали о современных ИТ-решениях для медицинских учреждений. Новые технологии здесь не просто повышают эффективность работы медучреждений, а спасают человеческие жизни.

Дитрих Меллер, президент компании Siemens в России, отметил большой потенциал российской экономики. Мистер Меллер напомнил участникам клуба о том, что, рассуждая сегодня о мировом экономическом кризисе, не следует забывать, что макроэкономические показатели российской экономики остались прежними, что, по его мнению, позволит в условиях кризиса развиваться не только промышленности, но и системе здравоохранения. Оптимизм представителям компании Siemens внушает также и то, что ранее подписанные контракты на поставку медицинского оборудования продолжают действовать: «Ответственные губернаторы в России понимают то значение, которое медицина оказывает не только на социальный, но и на экономический климат. И мы успешно с ними работаем».

Тем не менее, особых иллюзий по поводу государственной системы поддержки здравоохранения представители немецкой компании не питают. По мнению доктора Меллера, наилучшим регулятором производства в промышленности в целом и в медицинской промышленности в частности является свободный рынок. Именно он (рынок), а вовсе не государственная поддержка производителей ведет к тому, что оборудование становится все более сложным и точным, а все издержки на его производство снижаются: «Именно конкуренция между тремя крупнейшими производителями медицинского оборудования, в число которых входят концерны Siemens, Phillips и General Electric, привела к тому, что наше оборудование стало конкурентоспособным не только по цене, но и по качеству и точности. Я не думаю, что государственная поддержка способна была бы сделать этот прорыв».

Дитрих Меллер заявил, что руководство компании Siemens смотрит будущее развитие сферы здравоохранения в России с особым оптимизмом: «У российских врачей имеется очень высокая квалификация, они понимают необходимость внедрения наших предложений. Конечно, эти работы ограничиваются имеющимися финансовыми ресурсами, но, в итоге, мы стремимся снять лишние издержки при лечении человека».

Михаил Филиппов, директор по развитию бизнеса сектора здравоохранения Siemens в России и Центральной Азии, рассказал о политике компании в своем направлении: «Поскольку, с одной стороны, ресурсы, которыми располагают российские медучреждения, ограничены, а пациентам, с другой стороны, требуется качественное обслуживание, выход может быть найден в повышении производительности оборудования и труда специалистов и экономической эффективности лечебных учреждений». В этом, как считает Михаил Филиппов, неоценимую помощь российским медикам может оказать компания Siemens. Сегодня она не просто производит отдельные медицинские приборы, но предлагает комплексные решения на основе интеграции разработанных ею современных технологий в области визуализации, лабораторной диагностики, терапевтических систем и ИТ-решений. В конечном итоге, такой подход должен привести к объединению рабочих процессов в различных медицинских учреждениях, включая административные: «Это позволит быстро принять правильное решение, которое может просто спасти конкретного человека».

Эффективность концепции «Интегрированная медицина», которую Siemens продвигает на рынке медицинских услуг, уже была подтверждена конкретными примерами. Так, эта концепция была внедрена в некоммерческую медицинскую сеть США MedCentral, решившую повысить производительность и качество обслуживания пациентов. В решении этой задачи компания Siemens использовала медицинские IT-решения и смогла внедрить собственную технологию визуализации и лабораторной диагностики. Результаты более чем впечатляют: почти на 15% сократилось время пребывания пациентов в больнице, существенно сократилась численность персонала в отдельных подразделениях сети, лабораторные анализы стали поступать к врачу через 1-2 часа (ранее – 24 часа), резко возросло качество ранней диагностики. Экономический эффект такой перестройки также не замедлил сказаться: только при переходе на новую систему архивирования и передачи изображений сеть сэкономила 450 000 долларов США.

Общая же окупаемость инвестиций медицинской сети MedCentral выросла в 5 раз. Но – и это самое главное – концепция «Интегрированная медицина» имеет и неизмеримый никакими деньгами гуманитарный эффект. Только за первую неделю внедрения решений Siemens в сеть MedCentral медикам удалось избежать 383 медицинских ошибок. Улучшилось качество ранней диагностики: острого инфаркта миокарда – с 50 до 94%; пневмонии – с 40 до 90%; застойной сердечной недостаточности – с одного из самых низких базовых уровней до 94%. За этими сухими цифрами стоят спасенные человеческие жизни. Причем, речь здесь идет о медицинской сети в США, которая и до внедрения автоматизированной системы Siemens была одним из передовых медицинских учреждений, сравниться с которым российские клиники, разумеется, не могут. Тем не менее, даже для этой сети клиник внедрение концепции «Интегрированной медицины» позволило заметно улучшить диагностику и процесс лечения сложных заболеваний. Можно себе представить, какой эффект от подобного внедрения будет достигнут в российской системе.

В настоящее время медицинское оборудование компании Siemens каждый рабочий день выполняет более 170 млн. обращений в информационные системы для медицинских учреждений по всему миру. Ежегодно на аппаратах немецкой компании производится более 800 млн. процедур визуализации. А глобальная сеть Siemens по обмену медицинской информацией является одной из крупнейших в мире систем, которая предоставляет клиентам уникальные услуги, обеспечивающие доступность новейших знаний и методик лечения. Компания Siemens ежегодно вкладывает в научно-исследовательские разработки в области здравоохранения около миллиарда долларов – по сути дела, третью часть своего бюджета по НИОКР.

Конечно, сотрудничество российской системы здравоохранения, как государственного сектора, так и частных клиник, с немецким производителем медицинской техники может принести нам большую пользу, однако слишком велик пласт уже накопленных проблем в этой сфере. Как с грустью заметил Михаил Филиппов, степень информатизации провинциальных российских клиник находится на безобразно низком уровне: отсутствует подключение к Интернету, нет внутренних сетей для обмена данными в рамках медицинского учреждения. При таком полном отсутствии коммуникационной инфраструктуры внедрение передовых автоматизированных систем становится просто бессмысленным. В этой ситуации специалисты Siemens прорабатывают возможности создания мобильных диагностических и лечебных центров, которые могли бы передвигаться по отдаленным регионам России, до сих пор оторванным от «большой земли».

Дмитрий Шульгин