USD 93.29 ЕВРО 99.56

ВРМ: что, когда, зачем?

Аналитика

Термин BPM (Business Performance Management) традиционно определяют в двух значениях: технологическом и управленческом. С первой точки зрения это, прежде всего, — технология, предназначенная для организации успешного управления бизнес-процессами.

С другой — BPM является концепцией непрерывного совершенствования бизнес-процессов, которая разрабатывается с целью повышения эффективности бизнеса. Внедрение BPM обеспечивает ряд преимуществ для владельцев бизнеса, среди которых стоит выделить сокращение разрыва между потребностями бизнеса и ИТ-реализацией. Также данная технология-концепция позволяет добиться снижения издержек, повышения качества принимаемых решений. Таким образом, программное обеспечение BPM предоставляет руководству новые рычаги управления компанией. Здесь хотелось бы отметить отличие BPM от ERP-систем, которые являются лишь средством контроля, в то время как BPM — рычаг действительного управления компанией.

У решений для управления бизнес-процессами есть ряд особых возможностей, при грамотном использовании которых можно оказать влияние на конкурентоспособность компаний. Таким образом, компания, применяющая достижения BPM, может существенно оптимизировать рабочий процесс, значительно сократив издержки, отказавшись от избыточных функций и дублирующих действий. Решения на основе BPM стимулируют повышение прозрачности и контролируемости процессов предприятия, а также значительно ускоряют процесс их выполнения и, как следствие, повышают качество сервиса для клиентов компании.

В отличие от систем, которые имеют определённую функциональную ориентацию на бизнес-процессы и в связи с этим фиксируют только текущую ситуацию и обладают малой гибкостью, BPM системы сокращают разрыв между ведущими потребностями бизнеса и ИТ-реализацией. Business Performance Management ориентирован на постоянные изменения ситуации и бизнес-процессов, поэтому позволяет выявлять их слабые места и корректировать. Таким образом, реализуется разрыв между моделями существующими и запланированными в условиях постоянных изменений.

В российском бизнес-пространстве есть компании, успешно применяющие ВРМ: «Акадо», консалтинговая группа «Руна», «БиАй Телеком», «Скайлинк». Так среди наиболее популярных функций ВРМ, которые уже используются российскими компаниями, были названы моделирование бизнес-процессов, мониторинг и анализ функционирования бизнес-процессов, отслеживание показателей их эффективности, а также оптимизация бизнес-процессов на основе показателей.

Тем не менее, при внедрении ВРМ возникает ряд трудностей различного характера: управленческого, технологического и организационного, поэтому успешность такого проекта находится в прямой зависимости от готовности заказчика к изменениям. Наиболее проблемными в такой ситуации являются человеческий фактор, уровень зрелости организации и её отношение к реинжинирингу бизнес-процессов.

Руководитель центра компетенции процессного управления МЭСИ Игорь Федоров считает, что переход от директивного управления к процессному в России необходим. BPM – одно из ключевых средств для осуществления данного перехода. Другая важная цель, достигаемая при внедрении BPM-решений, заключается в освобождении руководства от контроля над всеми процессами и предоставлении возможности сконцентрироваться лишь на самых критичных из них. 

Нужно отметить большой интерес, возникший к BPM–решениям во время кризиса. Вероятно, это связано с необходимостью совершенствования бизнес-процессов, которая обострилась именно в кризис. В связи с этим растёт интерес к процессному управлению, т.к. в кризис достоинства внедрения BPM довольно очевидны: большая гибкость и бюджетность, отсутствие необходимости переподготовки персонала. Таким образом, кризис – наиболее оптимальное время для внедрения BPM-систем.