USD 93.59 ЕВРО 99.79

Россия: ждет ли нас безоблачное будущее SaaS?

Аналитика

Россия пока серьезно отстает от западных стран по уровню востребованности сервисов на основе модели «облачных вычислений», включая самую массовую ее услугу SaaS. По некоторым оценкам, общий доход от SaaS в 2008 г. у нас составил всего $1,8 млн, тогда как общемировой рынок достиг $6,6 млрд (данные Gartner).

SaaS вчера и сегодня

При разговоре о SaaS в России необходимо назвать несколько очень важных проблем. Во-первых, чтобы говорить о состоявшемся рынке, надо иметь спрос и распространение. «Если бы еще год назад вы спросили меня, есть ли в России рынок SaaS-приложений, то я, не задумываясь, развел бы руками», — признается Антон Салов, руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline.

«Да, ко мне обращались редкие клиенты, желавшие купить Google Apps за рубли, с договором и предоставлением всех банковских документов, но реселлерской программы на этот сервис у Google еще не было ни у нас, ни в Европе, и, скрепя сердце, приходилось отказывать, — продолжает эксперт Softline. — Если таков был характер спроса на достаточно уже известный сервис мирового бренда, то можете предположить, каков был интерес к решениям более мелких, и особенно отечественных, производителей SaaS-приложений. При этом надо отдать им должное, эти дальновидные ребята продолжали делать свои сервисы, с надеждой смотря на Запад, где понятие SaaS давно уже стало чем-то обыденным и реальной альтернативой обычному дистрибутивному софту при построении ИТ-инфраструктуры компании». Вполне логично было предполагать, что через некоторое время мода на SaaS придет с Запада в Россию.

Наше отставание также вполне объяснимо по причине того, что в России позже начал развиваться Интернет, лишь недавно появились достаточные скорости. «Кроме того, надо учитывать, что основной потребитель SaaS – малый бизнес, а в той же Америке он куда более развит, чем в России», — добавляет Дмитрий Сотников, руководитель отдела исследований и разработки новых продуктов компании Quest Software.

Исполнительный директор департамента общесистемных решений компании «АйТи» Александр Черкавский обращает внимание на ментальность российских пользователей — люди не любят хранить свою информацию на чужих серверах, не способны самостоятельно настраивать информационные системы, невзирая, на удобные инструменты изменения функциональности и т.п. Также к проблемам можно отнести юридические аспекты, в частности, в российском законодательстве просто не прописана схема использования «софта» по модели SaaS.

Изменилось ли что-то на российском рынке SaaS за последний год? Определенно, изменилось, подчеркивают специалисты. Мы все пережили сложные месяцы финансовой нестабильности, которая дала понять, что считать нужно каждую копейку. «И особенно копейки, вложенные в построение грамотной ИТ-инфраструктуры, — говорит Антон Салов. — Ведь именно средства, отпущенные на поддержание ИТ-департаментов, подверглись пересмотру и секвестрованию в первую очередь». Эта вынужденная мера привела к тому, что во многих случаях ИТ-инфраструктура стала работать хуже. Заметнее всего процесс секвестрования затронул предприятия среднего и малого бизнеса. Они стали искать способ минимизации ИТ-издержек в первую очередь. В то же время, появилось много интернет-стартапов, которые хотели не выстраивать ИТ-отделы, а заниматься своей прямой деятельностью, приносящей прибыль. «Именно их руководители, как наиболее «продвинутые» в технологическом плане, первые среди наших клиентов, заговорили о SaaS, — говорит Антон Салов. — Именно ради них я, узнав об открытии в декабре прошлого года Google реселлерской программы на Google Apps и Postini, стал добиваться открытия ее в России».

Именно средства обеспечения почтовой безопасности пока наиболее популярны среди SaaS-приложений в России. Вторыми по популярности среди категорий «облачных» сервисов можно назвать средства офисных коммуникаций и совместной работы. С коммуникациями все просто: современные технологии позволяют обеспечить сотрудников компании корпоративными мессенджерами с возможностью индикации присутствия на рабочем месте, текстового, голосового и видео-чата тет-а-тет или для выделенной рабочей группы.

Не стоит забывать и о корпоративных порталах. Если на проходившем год назад Всероссийском форуме «Intranet Russia-2009» идея о возможности построения корпоративного портала за пределами внутренней сети предприятия даже не рассматривалась, то в этом году, ключевые игроки данного сегмента – 1С-Битрикс со своим «Корпоративным порталом» и Microsoft с «SharePoint Portal» – представили hosted-решения. В чем их преимущество? Однозначно, в цене и возможности упрощенного доступа не только со стационарных компьютеров. Растущая степень мобильности сотрудников требует иного подхода к построению ИТ-инфраструктуры и пересмотра старых догм.

Что будет завтра?

Компания Gartner ожидает, что сегмент SaaS в ближайшем будущем будет расти более чем на 20% ежегодно и в 2012 году составит $15 млрд. Эксперты IDC уверены, что рост затрат на SaaS в ближайшие годы будет в 4 раза превышать рост затрат на приобретение прикладного ПО. Российские специалисты уверены, что в нашей стране недолго осталось ждать взрывного роста востребованности SaaS. «Сейчас российский рынок SaaS только начинает формироваться, и ожидать высокого роста на нем пока не стоит, считает Александр Черкавский из компании «АйТи». — Поэтому сокращения разрыва в ближайшее время, скорее всего, не будет». По разным оценкам, через несколько лет российский SaaS-рынок может составить от $130 млн до $400 млн.

Спрос на такие типы hosted-приложений, как «облачные» CRM- и ERP-системы, всилу более позднего старта и особенности российского менталитета, вообще проявится у нас только через 3-5 лет, когда возникнет доверие к основным игрокам рынка, прогнозирует Антон Салов из компании Softline. Конечно, еще наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на рынке облачных сервисов (с существенным перевесом в сторону предложения), но уже сейчас можно смело говорить, что SaaS в Россию пришел всерьез и надолго.

SaaS, безусловно, останется доминирующей моделью cloud computing. «Думаю, сложится классическая пирамида, где будут важны все модели cloud computing, — ожидает Дмитрий Сотников из компании Quest Software. — У SaaS должна быть наибольшая доля рынка потому, что это массовая услуга – чтобы ей воспользоваться, достаточно зайти в интернет. IaaS («инфраструктура как сервис») также будет широко востребована, подобно хостингу на сегодня, но пользовательский круг у нее ограничен».

SaaS из розетки

В последнее время среди специалистов по «облачным вычислениям» стало модным утверждать, что в будущем SaaS и другие модели cloud computing станут таким же привычным делом, как получение потребителем электричества из розетки. «Все-таки у нас случаются проблемы и при получении электричества из розетки! – шутит Дмитрий Сотников, комментируя этот вопрос. — Если серьезно, то сравнение cloud computing с электричеством с одной стороны удачное, а с другой – плохое, потому что электричество, в отличие от программного обеспечения, везде более-менее одинаковое. А ПО бывает разное, под разные задачи.

Я бы сравнил облачные вычисления с натуральным хозяйством и супермаркетом. Есть люди, которые выращивают картошку, откармливают поросят, доят корову, сами себе шьют ботинки и т.д. – наверняка делают это с удовольствием и точно уверены в качестве своей продукции. А есть вариант как у нас с вами: люди где-то работают, получают зарплату, едут в супермаркет и покупают то, что им нужно. Так и с cloud computing. Зачастую при прочих равных экономически выгоднее получить услугу на стороне. Специализация, разделение труда и массовое производство – модели экономически более эффективные».

Безопасное «облако»

«Облачная» модель будет постоянно развиваться, хотя никто не застрахован от препятствий на этом пути – наверняка будут сложности психологического плана, проблемы с законодательством, с безопасностью. Значительную часть бизнеса очень волнует проблема безопасности в cloud computing, причем больше в психологическом плане, нежели в технологическом. «С одной стороны, можно утверждать, что технологические сложности решаемы – был бы спрос и психологическая готовность клиентов, — рассуждает Дмитрий Сотников. — С другой стороны, те же банки тратят много средств на защиту информации, но если бы появился партнер, который бы взял это на себя с соответствующим юридическим обеспечением, то скорее всего банки обрадовались бы. Второй вопрос – сколько понадобится времени, чтобы все заинтересованные стороны к этому были готовы».

Александр Черкавский напоминает, что любой продукт, предлагаемый клиенту в ИТ-отрасли, по большому счету является инструментом. Соответственно, безопасность использования инструмента часто зависит от пользователя этого инструмента. Что касается SaaS, то случай потери или утечки клиентской информации для поставщика сервисов равнозначен потере бизнеса, поэтому поставщик заинтересован в соблюдении соглашения о конфиденциальности с клиентом и в принятии всех соответствующих мер.

 Андрей Арсентьев

Источник: www.cio-world.ru