USD 92.26 ЕВРО 99.71

Исследование McKinsey: европейские компании более других чувствительны к рыночным переменам, связанным с информационными технологиями

Аналитика

Исследование McKinsey: европейские компании более других чувствительны к рыночным переменам, связанным с информационными технологиями

Исследователи утверждают, что технология может сыграть более значительную роль в повышении производительности труда на европейских предприятиях

Руководители европейского бизнеса признают, что их компании более других чувствительны к рыночным изменениям, вызванным развитием информационных технологий. Об этом говорят результаты исследования, проведенного аналитической компанией  McKinsey & Co. В отчете McKinsey, озаглавленном «Пора поднять роль ИТ-директора: призыв к действию для европейских компаний» (Time to Raise the CIO’s Game: A Call to Action for European Companies), утверждается, что 74 процента руководителей европейского бизнеса считают свои компании «сильно» или даже «очень сильно» подверженными негативному влиянию рыночных перемен, связанных с ИТ, и лишь 18 процентов считают, что их компании достаточно эффективно внедряют новые технологии, делая это быстрее и лучше конкурентов.

            По мнению McKinsey, европейским компаниям необходимо воспользоваться нынешней ситуацией и принять смелые трансформационные решения, чтобы обеспечить себе процветание в сложившейся после кризиса экономической обстановке. Да и значительное число компаний признает необходимость адаптации к новым условиям: по мнению 31 процента опрошенных руководителей европейского бизнеса, их главной задачей должна стать разработка новых продуктов и услуг с учетом  меняющихся требований заказчиков.

            Тем не менее, как утверждается в отчете McKinsey, лидерам европейского бизнеса следует изменить отношение к информационным технологиям. Хотя ИТ-отделы европейских компаний и добились определенных успехов в использовании информационных технологий для повышения производительности труда, эффективности текущих операций и внедрения новаторских решений, в новых, послекризисных условиях планка производительности будет поднята на небывалую высоту, в связи с чем, как подчеркивает McKinsey, «чтобы поддержать успех своей компании, ИТ-отделам придется работать с максимальной эффективностью во всех областях».

            Выводы компании McKinsey полностью подтверждаются опытом Cisco, где считают, что расширение возможностей заказчика с помощью новых бизнес-моделей, предложений и методов доставки услуг в сочетании со строительством предприятия без функциональных и организационных границ имеет решающее значение для успешной деятельности в новых послекризисных экономических условиях. «Экономический кризис заставил нас по-новому взглянуть на технологию и на связь между технологией и финансовыми результатами, —  говорит Крис Дедикот (Chris Dedicoat), осуществляющий общее руководство деятельностью Cisco в Западной Европе. — По мере адаптации европейских компаний к послекризисной ситуации технология будет предоставлять ИТ-директорам небывалые возможности для трансформации бизнеса. Сегодня технология более, чем когда-либо раньше, пронизывает буквально все аспекты деятельности компаний. Революционные технологии могут фундаментальным образом изменить рыночную ситуацию и полностью изменить конкурентный ландшафт. В этих условиях работа ИТ-директора приобретает критически важное значение для адаптации компании к рыночным изменениям, повышения гибкости бизнеса и увеличения темпов роста и развития».

Для успешной работы в новых условиях McKinsey рекомендует европейским компаниям следующее:

  • скоординировать задачи ИТ-отдела и бизнес-подразделений;
  • усовершенствовать модели управления и облегчить ИТ-отделам и бизнес-подразделениям принятие совместных решений и выполнение задач стратегического планирования;
  • повысить компетентность ИТ-руководителей в области бизнеса;
  • ликвидировать «узкие места», сдерживающие рост производительности труда;
  • фундаментальным образом изменить структуру ИТ-отделов и значительно повысить их производительность;
  • трансформировать оперативную модель и структуру расходов компании с помощью бизнес-процессов, опирающихся на информационные технологии;
  • реализовать трансформационные планы на практике;
  • определить области внедрения ИТ-инноваций и подготовиться к острой конкурентной борьбе;
  • создать корпоративную культуру, поощряющую использование новых идей.

 

            По мнению McKinsey, компании начинают признавать тот факт, что нынешний кризис — это не просто очередной этап экономического цикла, а крупномасштабный процесс изменения мирового экономического порядка, требующий выхода за рамки краткосрочных задач сокращения расходов и максимального сосредоточения на долгосрочных перспективах.  При этом нынешнюю экономическую среду следует рассматривать как вариант новой послекризисной ситуации.

            В отчете говорится, что, по мнению руководителей европейского бизнеса, в предстоящие годы деловая среда останется довольно сложной, несмотря на появившиеся признаки выхода из экономического кризиса. Тем не менее, как уже упоминалось, 31 процент руководителей европейских компаний считает своей важнейшей задачей разработку новых продуктов и услуг в ответ на меняющиеся требования заказчиков.

            В Европе ИТ-директора реже, чем в остальных регионах мира,  подчиняются напрямую генеральному директору: под непосредственным руководством руководителя компании работает лишь 31 процент европейских ИТ-директоров (в Северной Америке таких ИТ-директоров почти вдвое больше — 56 процентов).  По данным McKinsey, 71 процент руководителей европейских компаний и ИТ-отделов выступают за тесную интеграцию информационно-технологической и деловой стратегии, но лишь 27 процентов опрошенных подтвердили, что такая интеграция имеет место на деле.  Эта информация отражает мнение многих руководителей бизнеса, до сих пор считающих, что ИТ-директор должен лишь поддерживать внутрикорпоративную деятельность (back-office), не вмешиваясь в вопросы корпоративной стратегии и развития.

            Немалая часть руководителей европейских компаний не верит в способность информационных технологий внести критически важный вклад в успех бизнеса: треть опрошенных (причем это касается руководителей и компаний, и ИТ-отделов) даже не включили ИТ в список трех важнейших факторов, обеспечивающих бизнесу конкурентные преимущества. Вместе с тем подавляющее большинство опрошенных руководителей европейского бизнеса признает, что партнерство между ИТ и бизнесом может породить новые идеи по улучшению существующих процессов и систем (такой точки зрения придерживается 81 процент респондентов), а также открыть новые возможности для развития бизнеса с помощью новых технологий (77 процент).

            В ходе исследования также выяснилось, что использование информационных технологий для совершенствования текущих деловых операций дает в 10 раз больший эффект, чем повышение эффективности в рамках одного лишь ИТ-отдела. Технология помогает компаниям радикально трансформировать свои оперативные модели и структуру расходов.

            По мнению авторов исследования, ИТ-директора европейских компаний должны не только решить общие задачи роста производительности, стоящие перед ИТ-директорами всех стран, но и преодолеть целый ряд сугубо европейских проблем, сдерживающих рост производительности и эффективности в масштабах всего Старого Света. К  числу этих проблем относятся культурные, языковые, нормативные и законодательные различия между странами, а также последствия слияний и поглощений, создавших во многих организациях разнородную ИТ-структуру, затрудняющую корпоративное управление.

            В исследовании McKinsey подчеркивается, что для более тесного сотрудничества между ИТ и бизнесом нужно усовершенствовать процессы управления и расширить набор навыков и знаний, которыми владеют руководители ИТ-отделов. В документе говорится, что компании должны признать очевидный факт: для управления информационными технологиями одних лишь технических знаний недостаточно, эти знания ненобходимо дополнить знанием бизнеса.

            Исследование McKinsey также напоминает, что во время кризиса часто происходит смена отраслевых лидеров: 48 процентов международных ИТ-компаний и 40 процентов американских компаний, лидировавших на своих рынках до кризиса 2000-2001 гг., затем утратили свои позиции.