USD 94.07 ЕВРО 99.93

ИТ-структура по запросу (SaaS) как требование времени

Аналитика

ИТ-структура по запросу (SaaS) как требование времени

Каждому из нас хочется хотя бы одним глазком заглянуть в будущее — какие технологии будут востребованы, что обеспечит наибольшую конкурентоспособность предприятия, в какие системы управления бизнесом имеет смысл инвестировать уже сегодня? Для того, чтобы ответить на эти вопросы совсем не обязательно быть волшебником. Достаточно изучить тенденции, существующие сегодня на ИТ-рынке и сделать соответствующие выводы.

 

ИТ-системы как… тормоз эффективного развития

Эксперты нашей компании, (а также крупнейшие кансалтинговые фирмы Старого и Нового Света) предрекают неминуемое изменение в структуре предоставления ИТ-услуг как таковых: неизбежен переход от индивидуального «хозяйства» к коллективном массовому использованию объединенных вычислительных мощностей. Причем уровень обобщения будет таков, что ИТ-системы перестанут быть частным делом каждого предпринимателя, а перейдут в ранг некоторой обобщенной услуги, предоставляемой в удаленной режиме по аналогу с такими коммунальными услугами как электричество, горячая вода, канализация. Зачем греть себе воду в кастрюльке, если достаточно открыть кран? Вы все еще соменваетесь? Попробуем доказать нашу правоту на примере!
У всех из нас есть задачи — снизить издержки и повысить эффективность. Чтобы снизить издержки, надо вложить деньги. Чтобы снизить издержки, надо эти расходы сократить. Фактически замкнутый круг. Но есть технологичный и уже опробованный способ, который предлагает совершенно новый и быстрый выход из сложившейся ситуации — использование ИТ-услуг по модели SaaS.
Итак, что же происходит с ИТ-службой на предприятии. У нас нет денег на содержание дорогих специалистов и дорогой инфраструктуры, при этом, стоит ИТ-системам выйти из строя и наши компании потеряют стабильность и устойчивость, они будут просто парализованы. При этом ИТ службы выполняют вполне рутинные обязанности, кастомизированные, одинаковые на каждом предприятии. Если мы снимем с ИТ-подразделений традиционные задачи о поддержании в рабочем состоянии ИТ-сетей, т.е. вопросы обслуживания, и оставим за ними только стратегические вопросы повышения эффективности бизнеса, прибыльность от из работы повысится во много раз! 
 

Сильный тренд эпохи кризиса — переход к «ИТ по запросу»

 
Выход существует. Он заключается в том, чтобы передать функцию ИТ подразделений и саму инфраструктуру — инжененерную и телекоммуникационную, включая софтверную и серверную — надежному стороннему провайдеру. Оставив у себя только стратегические задачи развития бизнеса.
Для этого и существует ЦОДостроение, серверная архитектура, специализированные дата-центры, готовые взять на себя содержание и апгрейд информационного инструментария, необходимого для успешного функционирования предприятия. А главное — перенесение ИТ-рутины на стороннюю площадку избавляет нас от необходимости тратить интеллектуальные и временные ресурсы на поддержание стандартизированных функций ИТ-системы, высвобождают силы компании для успешного стратегического развития.
Это давно уже поняли ведущие ИТ-консультанты в крупных международных корпорациях и государственных структурах. Кризис подтолкнул людей к поиску систем высокой эффективности и одним из самых актуальных трендов стало предоставление ИТ-услуг по модели SaaS.
Сегодня и в России появляется переход к ИТ как к услугам по запросу, т.е. отношение к ИТ-системам как к аналогу телефонной связи или электрической сети. Все уже преднастроено, безопасность и производительность обеспечены, пользователям остается только включить в сеть свои «приемники» и пользоваться всем набором ИТ-услуг, не задумываясь об инженерном сопровождении, безопасности, емкостях для хранения данных, программном обеспечении.
Отсюда возникает потребность в надежных и доступных центрах обработки данных, которые могли бы предоставлять «классический» набор услуг: размещение оборудования, хостинг, хранение сайтов, передача данных. Неизбежно происходит унификация оборудования и унификация программного обеспечения. Следовательно мы начинаем воспринимать ИТ-услуги как что-то стандартизованное. Ведь реально предприятию нужно не так много ИТ-систем, которые являются стандартизованными, классическими для ведения бизнеса  в России.

Прощайте, сервера! или Как сэкономить на железе

 
Если взять классический пример управления предприятием, то для каждого элемента управления мы имеем свои «железяки»:  сервер для бухгалтерии, ссервер для управления взаимоотношениями с заказчиками, для почтовой системы, для файловых хранилищ. Но как показывает статистика, ни один из ваших серверов не загружен работой более, чем на 10 %, т.е. деньги, которые в него инвестированы, фактически более чем наполовину ушли в никуда,  железо не эксплуатируется с полной отдачей и заменяете вы его через несколько лет не потому, что физический сервер выработал свой ресурс, а потому, что его конфигурация устарела и новые задачи требуют нового аппаратного решения. Что касается персональных машин, то они реально умножаются как кролики — вы и глазом моргнуть не успеете, а на предприятии ПК уже больше, чем сотрудников и непонятно откуда они все появились и где изыскивать средства на поддержание всего этого парка машин разной степени устарелости. Для того, чтобы на 90 и даже 100% заставить работать средства,  вложенные в ИТ системы  необходима новая идеология, новая стратегия использования ИТ: виртуализация.
 
Содержание серверного оборудования растет, средства за электропитание растут. Ели раньше никто на это не обращал внимание, то сегодня экономия на энергоресурсах более чем актуальна. Скоро ИТ-службы на предприятии будут выписывать отдельный счет за электроэнергию, так как с ростом машинного парка, появляются дополнительные расходы на физическое содержание всей этой массы железа: питание, кондиционирование. А это все ведет к повышению расхода энергии.
 
Например в ЦОДе одна стойка потребляет 7 кВТ, еще  столько же необходимо, чтобы ее охладить. У вас на предприятии как минимум две-три стойки, которые обслуживают вашу деятельность. Сколько у вас уходит одного электричества на поддержку работоспособности ИТ систем? А сколько стоит регулярный апгрейд аппаратных решений? А техподдержка? И расходы эти только увеличиваются со временем.

Виртуализация как основа рационального хозяйствования

 
Виртуализированный ЦОД, предоставляющий ИТ-услуги по запросу — это то, к чему движется весь мир. То, к чему движемся и мы. Но не просто движемся. а уже научились делать, протестировали и имеем успешный опыт применения. Что дает использование ИТ-услгуг по запросу? Вы освобождаетесь от постоянных инвестиций на развитие систем и поддержания их работоспособности — нет необходимости покупать компьютеры, ПО, нет необходимости строить собственный дата-центр или размещать свое серверное оборудование на сторонних площадках. нет проблемы с содержание программного обеспечения и его обновлением. И это сокращение затрат на ИТ персонал. Фактически мы централизуем ИТ-службу, превращаем ее в аналог коммунального хозяйства, когда у нас есть одно хозяйство на много-много предприятий.
Основа классической виртуализации и консолидации вычислительных мощностей — стремление сократить затраты. И фактически это удается сделать почти на 70%. В основе нашей идеи то, что ИТ служба такая же банальная вещь как электричество. Никто из нас не знает как электричество появляется в розетке, но к этому все привыкли и используют. Личные генераторы есть только в местах, где надежность проводки находится под большим сомнением, но вкладывать свои средства в такой резервный источник могут (или хотят) далеко не все. Фактически при свободном доступе к электромагистралям, деньги, вложенные в личный источник электроэнергии, не работают. Кстати, если сравнить суммарную стоимость элктричества, произведенную личным генератором (с учетом горючего, покупки, обслуживания и замены, оборудования и т.д.) со стоимостью электричества, полученного из коммунальных источников, станет ясно, что личное производство гораздо менее выгодно.
 
С ИТ-услугами происходит аналогичная ситуация. Те компании, которые смогут наладить «ИТ-коммуналку» выиграют и во времени, и в средствах и в надежности.

Инфраструктура как сервис — это будущее развития ИТ

 
Теперь перейдем к структуре данной услуги. Аббревиатура Saas подразумевает, говоря простым языком, «программное обеспечение по вашему запросу». Т.е. набор программного обеспечения предоставляется каждому желающему на тот промежуток времени, пока ему это необходимо. Т.е. как с мобильной связью — вы платите только за время разговора. Сам программный пакет находится в собственности провайдера услуг. И провайдер продает время использования (или неограниченный доступ, смотря по тарифу) к данному программному решению, бизнес-приложению, почте, офисному пакету — словом, любому ПО, с которым вы привыкли работать.
 
На этом подходе, например, основана работа Госдепартамента США, который в начале осени анонсировал переход к использованию «облачных» технологий, экономящих государственные деньги на содержание ИТ-служб.
В настоящее время мы, в рамках дата-центра «Барон Кнопп» можем говорить о еще более полном спектре услуг — мы предоставляем не только доступ к программным решениям в удаленном режиме, но и всю ИТ-инфраструктуру целиком в виде виртуальной системы (кстати, правительство США сообщает, что переход к виртуальной инфраструктуре будет следующим шагом, а у нас этот механизм уже реализован и отработан).
 
Инфраструктура как сервис — это будущее развития ИТ, которое уже работает и может быть использовано.
Итак, что мы сегодня можем дать пользователям, обратившимся к нам? Мы предлагаем систему электронного документооборота, систему управления предприятием, систему управления взаимоотношениями с клиентами, бухгалтерские системы, задачами и поручениями. И для того, чтобы на вашем предприятии можно было эти программные решения использовать, не надо покупать новые сервера, не надо интегрировать новое ПО с уже имеющимися решениями по автоматизации процессов. Надо просто получить пароль-логин для доступа к системе через браузер. Войти. И приступить к использованию.
 

Оставьте ИТ-системы ЦОДам-«коммунальщикам». Сосредоточьтесь на главном

 
Но мы не панацея и не таблетка. Любая компания строится из двух вещей. Первое — все, что свойственно всем компаниям без исключения, это — ведение хозяйственной деятельности. Управление структурированной информацией, управление неструктурированной информацией, управление событиями, задачами и поручениями. Второе — информационные системы, которые являются эксклюзивными для конкретного бизнес-процесса и не могут быть заменены или кастомизированы. То, на чем предприятие зарабатывает деньги. Это продублировать и кастомизировать мы не можем, это особенность и «изюм» Вашего бизнеса, т.е. остается на Вашей стороне.
 
Фактически, в модели SaaS можно предоставлять удаленный доступ к трем основных составляющим любой ИТ-системы совеременного предприятия: управлению структурированной информацией, управлению неструктурированной и нформацией и управление задачами. Поясним подробнее. К структурированной информации мы относим информацию по управлению компанией — управление складскими запасами, взаимодействие с поставщиками, с контрагентами, управление бюджетом, балансом. Программные решения здесь вполне стандартны — 1С:Бухгалтерия, 1С:Предприятие, продукты SAP.
Управление неструктурированной информацией — это управление электронным документооборотом. Это все, что связано с жизненным циклом документов.
 
Но одна из самых важный задач — это управление событиями. До недавнего времени ей не уделялось должного внимания. Она делилась на класс сервис-десков, хелп-десков и на класс управления проектами. Но управление событиями — это и есть та самая система «одного окна» только на уровне бизнеса — управление людьми, управление средой, контроль исполнения поручений. Она обеспечивает руководство стратегическим вектором развития и дает при этом удобнейший инструментарий для решения каждодневных задач. Менеджмент в любой момент времени видит — что происходит в компании, какие процессы и задачи в работе, кто за них отвечает и в каком направлении движется бизнес именно сегодня.
Симбиоз этих трех систем и является основой функционирования предприятия — точно также как телефон, почта, интернет, электричество. Зачем строить свою электростанции или копать яму для утилизации отходов. Оставьте эти задачи специалистам и сосредоточьтесь на главном!
 

И немного позитива!

 
Некоторое время назад мы запустили в тестовую эксплуатацию услугу предоставления удаленной ИТ-инфраструктуры. Эффект достаточно ошеломляющий. Конечно мы звонили подготовленным людям, т.е. ИТ-директорам, которые в курсе темы и восприимчивы к подобным предложения. Но 67 компаний из 250, т.е. практически четверть с интересом отнеслись к нашему предложению и приняли систему на тестирование и пробное использование. Это значит, что есть интерес и есть понимание. Как только компании оценят повышение своей конкурентоспособности благодаря использованию модели удаленного доступа к ИТ-услугам, массовый переход на новую модель работы станет необратимым.
 
Дмитрий Мариничев, генеральный директор Radius Group