По данным консалтинговой компании Accenture, по сравнению с 2009 годом
количество организаций, применяющих аналитику в качестве средства
прогнозирования, увеличилось с 12 до 33 процентов. Однако, несмотря на такой
рост, даже компании наиболее удовлетворенные влиянием аналитики на бизнес, все
же более склонны доверять собственной интуиции и личному опыту, чем данным.
Такая модель поведения связана с тем, что аналитика пока не внедрилась в ДНК
компаний, считает Ник Миллман, руководитель департамента анализа данных
компании Accenture в Великобритании и Ирландии: «Это зависит от сложившейся
культуры и того, как мыслит человек, а не от возможностей анализа данных».
Корпоративный подход
Только 21 процент организаций признает удачным опыт использования аналитики
в качестве корпоративного подхода. В 2009 году доля таких компаний составляла
14 процентов.
Миллман считает, что пока компании не прекратят воспринимать аналитику в
качестве однократной инициативы, и не станут внедрять ее в свои
бизнес-процессы, извлечь из этого максимальной пользы не выйдет, и они
по-прежнему будут больше доверять своей интуиции.
Исследование также выявило сокращение внутренних ресурсов, пригодных для
проведения анализа. Аналитиков в отдельных департаментах становится все меньше:
в 2009 году 68 процентов компаний имело таких сотрудников в своем штате, сейчас
их доля сократилась до 62 процентов. То же самое происходит и с
централизованными аналитическими отделами: сейчас они имеются у 48 процентов
компаний против 60 в 2009 году. Все больше компаний привлекают сторонние
ресурсы для выполнения этих задач. Миллман предполагает, что такие перемены
отражают переход к прогнозному моделированию от ретроспективной дескриптивной
работы.
«Если компания начинает делать больше прогнозного моделирования, ей обычно
требуется немного другой набор навыков и умений, чем при дескриптивной
аналитике. Потребуется специалист по проблемам управления, способный составлять
прогнозные модели и обдумывать то, как модель повлияет на развитие бизнеса», —
заявил Милламан.
Начальник отдела обработки данных
По данным пороса, за последние полтора года две трети организаций утвердили
должность руководителя по обработке данных. «Отмечается рост появления в
компаниях руководителей департаментов обработки данных. Я был удивлен, что
такие сотрудники присутствуют в 66 процентах компаний. Мне кажется, это
значительная доля», — отметил Миллман.
Только у половины опрошенных организаций данные хорошо систематизированы,
точны, отформатированы и полны. Исследователи ориентировались на широкое
понимание термина аналитика, чтобы включить в него традиционные средства
бизнес-аналитики, современные прогнозные технологии, а также средства
управления данных.
«Аналитика – это возможность превращать сырые данные в ценную для бизнеса
информацию, эта информация может быть прогнозной или более традиционной, когда
осмысление прошлых событий помогает лучше понять, что будет происходить в
дальнейшем».
Как применяется бизнес-аналитика
Миллман признает, что не все типы решений можно полностью отдавать на откуп
подходу, основанному на анализе данных. «Необходимость в принятии
бизнес-решений на основе аналитики будет всегда, однако нужно понимать, что не
ко всем решениям аналитика может быть применена в одинаковой степени», — заявил
Миллман. «Например, это может быть решение о том, насколько сильно вам нужно
удержать определенного клиента, когда приходит время обновления его пакета.
Когда у вас имеется достаточное количество данных о демографии клиентов,
истории их отношений с вами, вы можете принимать решения на их основе».
«Можно сегментировать базу клиентов, выявлять наиболее важных из них и
делать специальные предложения тем, кого вы хотите удержать. И решения в данном
случае могут приниматься с минимальным привлечением человека».
Но подобные ситуации серьезно отличаются, к примеру, от стратегических
решений о приобретении других компаний для выхода в новые географические зоны.
«Конечно, у вас может появиться желание привлечь анализ данных и фактов и в
этом случае, но без серьезного вмешательства человеческого фактора решить,
какую компанию нужно приобрести, не получится».
В исследовании участвовало около 600 руководителей компаний из США и
Великобритании.