USD 93.44 ЕВРО 99.58

Ubuntu: одна ОС, один интерфейс, любое устройство

Экономика

В Canonical считают, что Ubuntu с интерфейсом Unity сможет стать единственной операционной системой для вашего ПК, смартфона и планшета. И вот как это будет.

Годами Ubuntu и её материнская компания Canonical вынашивали мечту: единая операционная система и один общий интерфейс, объединяющие ПК, планшеты и смартфоны. Эта мечта сегодня становится реальностью.

Последние новости от Canonical касались крауд-сорсинговой разработки гибридного смартфона/ПК Ubuntu Edge, но планы Canonical по единой интегрированной операционной системе и интерфейсу для всех платформ существовали за годы до этого. И хотя Unity известен прежде всего как простой и доступный интерфейс на базе Linux для ПК, целью Canonical с момента представления Unity в октябре 2010 был его вывод на рынок смартфонов и планшетов.

И лишь теперь этот план начинает попадать в поле зрения тех, кто не отслеживает деятельность Ubuntu с пристальностью орла. Как сказал на проходящей в Портленде OSCon основатель Canonical и Ubuntu Марк Шаттлворт, «Конвергенция — вот основа. Все устройства хороши, но они должны быть частью единого семейства. Вы будете знать, что делаете, на любом устройстве. Одно устройство будет способно дать всю полноту впечатлений, которые вы сможете получить на любом другом устройстве».

Легко сказать — но как это сделать? Джоно Бейкон, руководитель сообщества Ubuntu, объяснил во время одной из сессий OSCon, каким образом этого собираются добиться в Canonical. «Unity — это практически избавление от компьютера. Этот интерфейс помогает пользователям сфокусироваться на контенте».

Именно поэтому Unity столь непопулярен в среде продвинутых пользователей Linux. Для этих пользователей особую важность имеет мощь, позволяющая максимально кастомизировать операционную систему и интерфейс для работы вручную, для собственных задач. И это вовсе не то, чего ждут от операционной системы обычные люди, и поэтому Ubuntu более популярна у новичков.

Что же конкретно подразумевал Бейкон? Для новичков инструменты управления в интерфейсе должны быть доступны лишь тогда, когда они нужны, и должны соответствовать тому, чем пользователь занят в данное конкретное время. Например, если вы смотрите видео, единственными видимыми инструментами управления должны быть кнопки «пауза», «перемотка вперёд» и «перемотка назад». И даже тогда управление должно быть видимо, лишь когда оно вам необходимо.

Далее Бейкон сказал, что «Unity использует одинаковые модели на различных устройствах. Мы хотим быть уверены, что эти модели могут использоваться разработчиками приложений на самых разных платформах». Иными словами, когда вы пишете приложение на «родном» для Ubuntu Qt Modeling Language (QML) или HTML5 для его интерфейса, приложение будет выглядеть и функционировать одинаково вне зависимости от того, где его запустили.

Идеей был «фокус на элегантности. Мы не хотим загромождать интерфейс кнопками и виджетами. Нам нужны красивые, элегантные устройства», продолжает Бейкон. Например, «на смартфоне или планшете вам нужны лишь три кнопки — пуск, воспроизведение аудио и его выключение, и нет необходимости в управлении громкостью».

Вместо кнопок или экранных иконок Unity использует края дисплея. В частности, верх экрана используется для индикаторов и настроек. Левый край содержит меню, в котором находится ряд иконок, напоминающий панель MacOs X. Внизу экрана вы найдёте кнопки управления запущенного в данный момент на экране приложения. И, наконец, правый край предоставляет вам доступ к мультизадачному функционалу. Чтобы запустить любую задачу с помощью сенсорного экрана, вы просто проводите пальцем от края экрана к его центру. При использовании мыши вы перемещаете курсор к краю, кликаете и перетаскиваете к центру экрана.

Это выглядит и работает одинаково вне зависимости от платформы.

Чтобы помочь разработчикам работать с этой версией Ubuntu поставляется не только инструментарий разработчика (SDK), но и руководство по разработке приложений. Вдобавок к этому Ubuntu предоставляет собственный набор шрифтов для приложений, глобальные модели, чтобы быть уверенными в предсказуемом поведении приложений и дизайнерские шаблоны и заготовки, чтобы ваши приложения выглядели как часть семейства Ubuntu.

По словам Бейкона, помимо обеспечения единого стиля, идея заключалась и в попытке избежать фрагментированности интерфейса, характерной для Android. «У нас с женой были Android-смартфоны, и у нас осталось после них совершенно разное впечатление», говорит Бейкон. «Мы пытаемся такого избежать».

Смогут ли Canonical справиться с этим? Технически они уже это сделали. Более существенный вопрос – «Позволят ли провайдеры, операторы и производители устройств так сделать?». Бейкон утверждает, что позволят. «Они могут использовать собственный брэндовый дизайн и выбирать свои приложения для меню, но интерфейс будет выглядеть и работать точно так же».

Но абсолютным вопросом является «А вы такое купите?» Шанс у вас будет однозначно. например, крупнейший американский оператор, Verizon, будет предлагать смартфоны Ubuntu, и уже существует группа международных операторов, также поддерживающих Ubuntu.

Ubuntu имеет хороший шанс стать третьим номером среди мобильных ОС после Android и iOS. И возможно, в конце концов даже занять несколько больший сегмент на рынке операционных систем для ПК, учитывая продолжающийся застой в продвижении Windows 8.