USD 92.26 ЕВРО 99.71

В Россию — ради главного клиента

Экономика

Несмотря на кризис российский ИТ-рынок не потерял привлекательности для западных компаний. Заключаются новые контракты, вендоры увеличивают число своих российских партнеров и даже открывают представительства. В последнее время активизировались разработчики и поставщики решений в области информационной безопасности. Не так давно представительство в России и странах СНГ открыла компания TrendMicro. Такой же шаг сделала финская компания Stonesoft Corporation — разработчик решений для обеспечения сетевой безопасности и непрерывности бизнеса.

Причин такой активности может быть несколько. Во-первых, открытие представительства — шаг довольно серьезный, готовятся к нему долго (по некоторым данным, TrendMicro раздумывала около трех лет) и отказываться от уже потраченных сил и времени довольно обидно. Во-вторых, сейчас вход на рынок стоит гораздо дешевле, по крайней мере, в области маркетинговых и PR затрат. И, наконец, эксперты уверено предрекают индустрии информационной безопасности даже в нынешних непростых условиях вполне безбедное существование. В последние два года общий уровень потерь от инцидентов, связанных с ИБ, значительно вырос. Именно поэтому, рассказывает директор по развитию бизнеса Stonesoft в России, СНГ и Балтии Михаил Романов, рынок защиты информации будет продолжать расти.

Данные опросов свидетельствуют, что ИБ меньше прочих секторов ИТ пострадала от изменения экономической конъюнктуры, говорит директор по маркетингу компании Perimetrix Денис Зенкин: «Заказчики если и не открывают новых проектов, то последовательно доводят до завершения уже существующие. Важно понимать, что без безопасности нет бизнеса, и расходы на технологии вроде VPN, IPS или межсетевое экранирование будут попадать под сокращение в последнюю очередь».

По словам президента группы компаний LETA Александра Чачавы, в сфере ИБ его компания в первом квартале 2009 г., заработала даже немного больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако, по мнению Чачавы пока рано говорить о росте рынка —наблюдаемое увеличение оборотов в рублях составляет порядка 10-20%. В долларовом эквиваленте это означает спад на 5-10%. «Однако есть надежда, что закон о персональных данных все же подтолкнет рынок к более уверенному росту, — рассказывает Чачава. — К тому же очень радует, что клиенты не „режут“ бюджеты на ИБ в условиях высокой нестабильности на безопасности стараются не экономить».

Фактически компания StoneSoft присутствует на российском рынке с 2006 года. Все это время продажи ее продуктов осуществлял крупный системный интегратор «Техносерв», а основными клиентами были финансовые компании, банки и крупные телекоммуникационные структуры. Крупнейший контракт Stonesoft в России — со «Связьинвестом». Такие заказчики предпочитают, чтобы компания-производитель присутствовала в России и могла решать задачи сертификации, обучения, оперативных консультаций и поддержки.

Несмотря на то, что компания ориентируется, прежде всего, на крупных корпоративных заказчиков, Stonesoft подписала соглашение с дистрибьюторской компанией SafeLine (входит в группу компаний «Информзащита»), чтобы развивать рынок вширь. Впрочем, задача дистрибутора, по словам Михаила Романова, во многом будет заключаться в том, чтобы обеспечивать нормальное прохождение продукции компании через границу.

Как будет себя чувствовать компания в этом году, сказать пока трудно. Ее основные заказчики — финансовые и телекоммуникационные структуры — оказались в сложном положении. Менеджер по развитию направления информационной безопасности «Техносерва» Александр Орлянский подчеркнул, что пока ситуация на рынке очень нестабильна, среди банков идет период слияний и поглощений. Нередко не выполняются даже те ИТ-бюджеты, которые уже были запланированы. «И в результате о каких-то конкретных проектах говорить рано», — констатирует он.

Комментарии экспертов по поводу перспектив Stonesoft в России

Президент группы компаний LETA Александр Чачава:
Stonesoft это небольшая убыточная компания с оборотом €24 млн, которая львиную долю своих продаж делает в Северной Европе. Ее специализация — крупные корпоративные клиенты с большим трафиком данных, то есть прежде всего рынок телекома. Телеком в Северной Европе достаточно силен. Я думаю, что к выходу на российский рынок компанию подтолкнул прошлогодний успех — большой контракт (порядка €1,5 млн, это практически 8% всех мировых продаж компании) с одним из крупных российских операторов связи. По крайней мере, уже заработанных в России денег им хватит на то, чтобы «присутствовать» на российском рынке лет пять. Скорее всего, представительство компании будет состоять из нескольких человек и ориентироваться, прежде всего, на очень крупные продажи.

Директор по маркетингу Perimetrix Денис Зенкин:
Открытие представительства — это всегда непростой, длительный процесс. На практике его продолжительность оказывается пропорциональной степени прозрачности и размерам организации. В случае с известной публичной компанией, каковой является Stonesoft, полагаю, процесс был начат задолго до кризиса и лишь сейчас получил официальную огласку. Компания не пересмотрела своего решения — это доказательство, что финны видят потенциал российского рынка и намерены работать здесь всерьез и остаться надолго. Продукты Stonesoft давно известны на международном рынке. В России Stonesoft придётся столкнуться с прочными позициями как западных (Cisco, Juniper, Check Point и др.), так и российских (Positive Technologies, Инфотекс и др.) вендоров. Несомненно, это будет сложная борьба и, по крайней мере на первых порах, компания сможет закрепиться на рынке благодаря поставкам в российские филиалы существующих заказчиков. Не исключено, что их обслуживание и является главным приоритетом работы локального представительства Stonesoft.

Наталья Басина