USD 93.44 ЕВРО 99.58

«О сколько нам открытий чудных» принесли законодательные изменения в сфере высоких технологий за 2009 год

Экономика

Основные изменения в сфере регулирования интеллектуальной собственности, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2009 году:

1. Сокращение объема требований по охране персональных данных
Федеральный закон от 27.12.2009 №363-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 25
Федерального закона «О персональных данных»

Согласно данному закону срок приведения информационных систем персональных
данных в соответствие с требованиями Федерального закона «О персональных
данных» продлен до 1 января 2011 года. Изменения были внесены в связи с тем,
что многие организации не успевали привести свои информационные системы в
соответствие с требованиями закона к ранее установленному сроку (1 января 2010
года).

Кроме того, указанным законом отменено обязательное требование об
использовании шифровальных (криптографических) средств при обработке
персональных данных. Данное изменение законодательства существенно уменьшает
административную нагрузку на бизнес.

Необходимо отметить, что в планах законопроектной работы Правительства на
2010 год внесение дальнейших изменений в законодательство о персональных данных
в части совершенствования механизмов контроля и надзора за обработкой
персональных данных.

2. Создание условий для привлечения инвестиций и практического
применения научных разработок

Федеральный закон от 02.08.2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными
научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях
практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной
деятельности».

С принятием Федерального закона №217-ФЗ бюджетные учреждения науки и
образования получили право без согласия собственника создавать хозяйственные
общества в целях практического применения результатов интеллектуальной
деятельности – изобретений, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.д. (РИД). В качестве
вклада в уставный капитал компании учреждение вносит право использования РИД.
При этом исключительные права на такие результаты сохраняются за учреждением, а
созданная компания не вправе передавать права на использование РИД третьим
лицам.

Учреждение распоряжается долями (акциями) компании только с согласия своего
собственника. Доходы от участия в компании поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе и могут направляться
только на реализацию мер по правовой охране РИД, выплату вознаграждения их
авторам, а также на осуществление уставной деятельности учреждения.

Наличие других учредителей (участников) в компании допускается только при
условии, что доля учреждения в уставном капитале составит более чем 25% для
акционерного общества или более чем одну треть для общества с ограниченной
ответственностью.

3. Прекращение действия налоговых льгот для ИТ-компаний

Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 24.07.2009
№213-ФЗ.

С 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог (ЕСН). Вместо него
работодатели будут уплачивать страховые взносы в фонды (ПФ, ФСС и ФОМС). В 2010
году общая сумма тарифов страховых взносов будет равняться действующей ставке
ЕСН (26%), но уже с 2011 года она будет составлять 34%.

Это означает, что недавно введенные льготы по ЕСН для «организаций,
осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (действуют с
2007 года) фактически прекратят действие, поскольку их аналог в новом
законодательстве не предусмотрен.

Пониженные ставки страховых взносов предусмотрены только для
организаций-резидентов технико-внедренческой ОЭЗ (14% в 2010 году; 20,2% в
2011-2012 годах; 27,1% в 2013-2014 годах). В настоящий момент ведется
законопроектная работа по возвращению налоговых льгот для ИТ-индустрии.

4. Ратификация Сингапурского договора о законах по товарным
знакам

Федеральный закон от 23.05.2009 №98-ФЗ «О ратификации Сингапурского договора
о законах по товарным знакам».

23 мая 2009 года Россия ратифицировала Сингапурский договор о законах по
товарным знакам («Сингапурский договор») – документ, направленный на
гармонизацию национальных систем законодательства о товарных знаках в части
административных процедур. Сингапурский договор вступил в силу на территории РФ
с 18 декабря 2009 года. По ряду вопросов действующее российское
законодательство пока расходится с положениями данного документа.

В частности, для административных процедур в национальном ведомстве по
регистрации товарных знаков Сингапурский договор предусматривает возможность
восстановления пропущенного срока в течение 6 месяцев (в действующем российском
законодательстве такой срок составляет 2 месяца), а также подачу заявки на
регистрацию товарного знака по электронной почте с использованием электронной
подписи (в России пока такая возможность отсутствует). Кроме того, практика
Роспатента, требующего при регистрации лицензионных договоров предоставлять сам
договор с указанием в нем финансовых условий, не соответствует положениям
Сингапурского договора, прямо запрещающего национальным патентным ведомствам
предъявлять подобные требования.

5. Размещение судебных актов в сети Интернет

Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации
о деятельности судов в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 июля 2010
года).

Закон содержит нормы, предусматривающие размещение информации о деятельности
судов в сети Интернет, а также регулирующие особенности размещения в сети
Интернет текстов судебных актов. Предусматривается, что тексты судебных актов
по конкретным делам (решений, вынесенных по существу) размещаются в сети
Интернет после их принятия (за исключением приговоров), а тексты приговоров –
после их вступления в силу. Судебные акты размещаются в полном объеме, однако,
в большинстве случаев из текстов судебных актов исключаются упоминаемые в них
персональные данные.

6. Начало формирования электронного правительства

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления» (вступил в силу 1 января 2010 года).

В 2009 году были предприняты важные шаги по формированию нормативной базы
для формирования электронного правительства. Был принят закон, обязывающий
органы власти размещать информацию о своей деятельности в СМИ и в сети
Интернет, а также целый ряд нормативно-правовых актов, в частности:

— Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 №953 «Об обеспечении доступа
к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти»,

— Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. №723 «О порядке
ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем»,

— Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2009 г. №754 «Об утверждении
Положения о системе межведомственного электронного документооборота»,

— Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. №477 «Об утверждении
Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»,

— а также ряд подзаконных нормативных актов министерств и ведомств.

Кроме того, реформированию подверглись и органы власти в системе
Министерства связи и массовых коммуникаций. Федеральная служба по надзору в
сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) была переименована в
Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций. Обновленному Роскомнадзору были переданы полномочия по
формированию и ведению реестра федеральных государственных информационных
систем, что ранее входило в компетенцию Росинформтехнологии. ФГУП
Научно-технический центр «Информрегистр», занимающийся ведением реестра
государственных информационных систем и сбором обязательных экземпляров
электронных документов, также был передан в ведение Роскомнадзора.

7. Создание системы саморегулирования регистрации доменов в зоне
«.РФ»

В октябре 2009 года Интернет-корпорация ICANN приняла решение о развитии
системы доменов на национальных языках и по заявке от России первоначальную
организацию системы регистрации кириллических доменов в создаваемой зоне «.РФ»
начала осуществлять АНО «Координационный центр национального домена в сети
Интернет». В ноябре 2009 года были представлен план соответствующих действий,
который включал:

1) приоритетное резервирование доменных имен для обладателей исключительных
прав на товарные знаки в кириллице и для государственных нужд (прием заявок
осуществляется до 25 марта 2010 года);

2) премиальные (платные) регистрации с поэтапным снижением стоимости услуг –
с 20 апреля по 15 июня 2010 года. На данном этапе любой желающий может за плату
зарегистрировать интересующий его домен, при этом стоимость регистрации
устанавливается высокой в первый день и снижается в каждый последующий;

3) открытую регистрацию доменных имен (с июля 2010 года) за фиксированную
плату.

В настоящий момент отрасль с участием государства, сетевого и экспертного
сообщества предпринимает шаги по совершенствованию правил будущей регистрации,
направленные на гармонизацию интересов правообладателей всех средств
индивидуализации и иных объектов (названий зарегистрированных СМИ, фамилий,
наименований некоммерческих организаций).

8. Формирование практики по проблеме ограничения ответственности
провайдера в Интернете

В конце 2008 года предметом рассмотрения Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ стало дело о взыскании обладателем исключительных прав на музыкальные
произведения компенсации с провайдера, предоставлявшего услуги хостинга для
сайта, на котором незаконно были размещены музыкальные произведения. ВАС РФ
пришел к выводу, что провайдер не несет ответственности за передаваемую
информацию, если он:

1) не инициирует передачу информации;

2) не выбирает получателя информации;

3) не влияет на целостность передаваемой информации.

Также на правовую квалификацию оказывают влияние последующие действия
провайдеров по пресечению нарушений в связи с использованием их услуг после
того, как им становится известно о нарушении законодательства. Данное
постановление Президиума ВАС РФ № 10962/08 от 23 декабря 2008 года определило
направление развития в 2009 году судебной практики в вопросе об ответственности
информационных провайдеров (посредников) за размещение их
пользователями незаконной информации в Интернете.

Осенью 2009 года Арбитражный суд г. Москвы отказал правообладателю в иске о
нарушении авторских прав и взыскании компенсации к Интернет-порталу, который
разместил на одном из своих сайтов медиа-плеер для проигрывания песен с
возможностью загрузки и прослушивания музыкальных произведений
пользователями-посетителями сайта. Суд указал, что предоставление технической
возможности для размещения информации не может являться основанием для
обвинения провайдера интернет-услуг в нарушении исключительных прав, в том
числе, прав на доведение произведения до всеобщего сведения.

В решении по другому делу арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении
требований о защите деловой репутации путем обязания ответчика удалить из
поисковой базы в сети Интернет публикацию, содержащую порочащие сведения об
истце. Суд указал, что поисковый сервис ответчика не осуществляет
распространение информации, а лишь предоставляет пользователям услуги поиска
информации, размещенной в интернете третьими лицами. В ноябре 2009 г.
кассационная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.

9. Регулирование отношений при «параллельном импорте»

В постановлении от 3 февраля 2009 года (дело № ВАС-10458/08) Президиум ВАС
разъяснил вопрос об административной ответственности за ввоз на территорию
России оригинального, законно приобретенного товара без специального разрешения
владельца товарного знака (лицензия на импорт). Президиум ВАС указал, что
привлечь к ответственности по статье 14.10 Кодекса РФ об административных
правонарушениях («Незаконное использование товарного знака») можно только за
ввоз контрафактного товара, то есть товара, на котором товарный знак размещен
незаконно. Следовательно, лицо, импортирующее оригинальные товары без
соответствующей лицензии правообладателя, не должно привлекаться к
административной ответственности.

Однако данное решение ВАС не стоит рассматривать как абсолютную легализацию
«параллельного импорта» в России. Правообладатели по-прежнему имеют возможность
защитить свои интересы с помощью норм части четвертой Гражданского кодекса РФ,
в частности, допускающих взыскание с нарушителя убытков или компенсации до 5
млн. рублей.

Следует отметить, что, тем не менее, арбитражные суды нескольких регионов
по-прежнему распространяют действие статьи 14.10 КоАП и на случаи ввоза законно
маркируемых товаров.

10. Разъяснения о вознаграждении по лицензионному
договору

Совместное постановление Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 года
№5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части
четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации».

Лицензионный договор считается незаключенным в случае, если таким договором
прямо не предусмотрена его безвозмездность и одновременно в таком договоре не
согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения.

Кроме того, разъяснено, что вознаграждение по возмездному лицензионному
договору уплачивается за предоставление права использования результата
интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, поэтому лицензиару
не может быть отказано в
требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом
соответствующего результата или средства. В случае если в лицензионном договоре
размер вознаграждения определен в процентах от дохода, а при этом использование
произведения не осуществлялось, сумма вознаграждения определяется исходя из
цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное
использование произведения.

Источник: Пресс-служба Salans
crn.ru

Источник: CRN.RU по информации пресс-службы Salans