USD 63.95 ЕВРО 71.13

SaaS в России: маркетинг или возможности

Экономика

SaaS в России: маркетинг или возможности

Тема круглого стола CNews Conferences, который прошел 16 сентября, была выбрана очень удачно. Практически всех посетителей интересовал ответ на вопрос, чего же больше в модели SaaS для России, маркетинга или возможностей для продавцов и потребителей.

Не знаю, как другие участники, а я не получил на этот счет окончательного
ответа. Но, сложилось впечатление, что это уже явно не чистый маркетинг и
попытка больших вендоров сформировать отсутствующий рынок в России. Выступление
представителей компаний Майкрософт, Софтлайн и Мегаплан, продемонстрировало
собравшимся, что уже кто-то по этой модели зарабатывает в России и есть
устойчивый рост в сегменте малого бизнеса.

По оценкам Gartner, глобальный рынок  SaaS в 2009 году превысил 8 млрд.
долларов. В России же разговор идет о нескольких миллионах.

Преимущества модели SaaS очевидны – экономия на аппаратном обеспечении,
приобретении и продлении лицензий на программное обеспечение, поддержке
инфраструктуры, скорости внедрения, предсказуемости расходов, снижение
стоимости владения, уменьшение бюджета на ИТ отдел. Так почему же так медленно
стартует этот сервис в России?

В аналитическом бюллетене CNews Analytics в качестве причин препятствующих
распространению SaaS модели указывается «страх перед размещением данных вовне и
низкая осведомленность».

«В итоге, несмотря на оптимистические прогнозы, модель SaaS пока не стала
реальностью на отечественном рынке», говорится в бюллетене.

Интересна и структура затрат западных потребителей на ПО предоставляемое по
модели SaaS. На первом месте, согласно исследованиям компании Gartner идут
приложения, обеспечивающие «контент, коммуникации и совместную работу». Второе
место занимают CRM, на третьем – ERP.

В России можно пока оценивать только намерения. Исследования компании
Softline, демонстрируют следующее распределение готовности компаний перевести в
«облака» следующие части своей инфраструктуры:

  • Email: — 24%
  • Антиспамовая и антивирусная проверка почты: — 13%
  • Офисные программы, Бухгалтерия, HelpDesk: — по 7% каждая
  • Телеконференции, IM и прочие коммуникации: — по 5% каждая
  • CRM: — 4%
  • ERP: — 2%
  • А вот выразили недоверие к модели SaaS  19%

Мартынов Дмитрий, советник по платформенной стратегии  Майкрософт
Россия, считает, что одной из главных причин неразвитости этого сегмента услуг
является отсутствие достаточного количества SaaS приложений. Для эффективности
SaaS нужна масштабируемость, быстрое выделение ресурсов и высокая плотность
размещения на одном сервере.

Дмитрий Костров, директор по проектам ДИБ компании МТС, обратил внимание на
тот факт, что для операторов персональных данных одним из главных вопросов
использование приложений по модели SaaS, является  юридический. Скоро
вступит в силу федеральный закон 152. Как нужно защищать персональные данные в
«облаках», чтобы соответствовать требования российских регуляторов, операторы
не знают. Нужны четкие и понятные регламенты для облачных провайдеров и
юридические основания для передачи им персональных данных.

Директор компании Мегаплан, Смолянов Михаил, очень подробно описал структуру
потребителей их услуги. Сейчас  платят только компании малого бизнеса.
Лидерами в потреблении услуг по этой модели являются организации от 10 до 50
человек. Наблюдается заметный рост оборота (в 4 раза в 2010 году)  по этой
услуге, но не за счет быстрого расширения клиентской базы, а за счет увеличения
объемов потребляемого сервиса. Крупные компании пока только интересуются. До
принятия решений не доходит. По прогнозам Михаила в 2011 году рост потребления
этих услуг увеличится в пять раз.

Мероприятие оставило однозначное впечатление позитивного изменения на рынке
предоставления программного обеспечения по модели SaaS в России по сравнения с
предыдущим годом.

 

Жовтюк Игорь

НП «СОДЕЙСТВИЕ»