USD 93.44 ЕВРО 99.58

Участники Глобального стратегического форума обсудили будущее ИТ отрасли России

Экономика

Участники Глобального стратегического форума обсудили будущее ИТ отрасли России

В четверг 9 декабря в Академии наук в рамках Глобального стратегического форума 2010 состоялась панельная дискуссия, на которой собравшиеся обсудили доклад о стратегических направлениях развития ИТ-индустрии в России.

В дискуссии принимали участие Борис Бобровников (генеральный директор компании КРОК), Христо Каракашев (вице-президент группы ГК «Verysell»), Кирилл Корнильев (генеральный директор IBM), Михаил Краснов (председатель координационного совета ГК «Verysell»), Николай Прянишников (президент «Microsoft»), Шамиль Шакиров (президент ЗАО «Ай-Теко») и другие эксперты.

В рассмотренном документе дается оценка современного состояния и потенциала развития ИТ-индустрии в 2011-2013 гг., анализ ее сильных и слабых сторон, задачи модернизации которые России предстоит решить, предлагаются меры, которые стоит принять государству для поддержки инновационно ориентированного бизнеса.

Авторы доклада прежде всего подвергли критике сложившуюся на рынке ИТ государственную политику за коррупцию госзаказчиков, монополию ФГУПов, посетовали на недостаток внимания к отрасли со стороны государства.

Сегодня Россия — довольно слабый игрок на мировом ИТ-рынке, ее доля составляет менее 1%, отмечают авторы доклада, а слабости отечественной отрасли преобладают над ее преимуществами. Несмотря на то, что Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать лидером модернизации страны и помочь сформировать информационное общество.

Также авторы доклада подвергли критике программу электронного правительства за то, что она направлена на чиновников, а не на тех, кто будет пользоваться услугами электронного правительства – то есть граждан. Ведь большинство граждан страны все-таки не имеют навыков пользования компьютерами или интернетом. Да и среди чиновников не очень велико число продвинутых пользователей. Авторы доклада также говорят о фактическом «провале» программы «Электронная Россия».

Они также недовольны масштабами коррупции в России. Сегодня по мнению авторов доклада, гостендеры зачастую выигрывают аффилированные с заказчиком компании, а также «подзаборные» фирмы, которые потом не знают, как исполнять полученный заказ. Они считают, что необходимо ликвидировать монополию ФГУПов в госзаказах на автоматизацию и разработку софта и железа. Предлагается приватизировать все ФГУПы. Это поможет создать «реальные условия для конкуренции при выполнении госзаказов».

Генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников считает, что чиновники вряд ли услышат их мнение и как-то отреагируют, а изложенное в докладе предлагает считать гражданской позицией Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).

Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев выразил пожелание, чтобы документ стал своеобразной «шпаргалкой» для чиновников при разработке стратегий, нормативных документов и проектов в ИТ сфере. По словам Комлева, доклад планируется разослать в Минкомсвязи, Минэкономразвития, возможно – в Минздравсоцразвития, а также в ряд думских комитетов.

По мнению Бориса Славина, председателя Союза ИТ-директоров, само появление такого документа – важный шаг на пути самоидентификации ИТ отрасли, даже несмотря на то, что представленный документ не дает конкретных предложений по решению проблем и приоритетам развития ИТ отрасли в стране.  Именно поэтому чиновники посчитали данный документ желанием ИТ-компаний получить побольше денег из госбюджета.

По его словам в докладе дается весьма существенная критика государственной политики в области ИТ, но обходятся стороной  негативные явления и процессы в самом ИТ сообществе. Славин, например, считает, что немногие компании готовы инвестировать в науку, стандарты и образование. «Именно ФГУПы остались последним пристанищем умирающей науки и системы качества работы в области ИТ», считает он. По его мнению ФГУПы действительно нужно реформировать, возможно, продавая их предприятиям АПКИТ с условием инвестирования в научные разработки и поддержку ИТ стандартов.   

 

Портал «Содействие» также предлагает свой комментарий:

В докладе «О стратегических направлениях развития ИТ-индустрии в России» сделан хороший анализ состояния рынка ИТ в России и его важность для модернизации страны.

Но, мне показалось, что не освещена одна из ключевых проблем нашего рынка – отсутствие на нем конкуренции. Кто-то сейчас скажет, что это не так. Крайне сложно пробиться к клиенту из-за огромного числа конкурирующих  друг с другом компаний. Многие вынуждены демпинговать, чтобы хоть как-то привлечь к себе покупателей. Всюду пестрят объявления о продаже любых ИТ товаров и услуг.

Все это так. Компаний много,  предложений еще больше, а конкуренции все равно нет. На мой взгляд, конкуренция должна выражаться в справедливом выборе лучшего из возможного многообразия. Т.е. покупатель должен голосовать  рублем за наиболее соответствующее его критериям решение. Под критериями я имею в виду комплекс функциональных параметров, которые, при реализации, дадут ожидаемый экономический эффект для организации. Все продавцы, имеющие высокую компетенцию в области запрашиваемого решения, должны иметь свободный доступ к покупателю через честный тендер.

Как правило, условия тендера  пишутся под конкретного продавца, у которого уже сложились «доверительные» отношения с заказчиком. Все мы знаем, что стоит за этим. Обогащение принимающих решение людей, неэффективная реализация задач клиента, разочарование в ИТ, как инструменте повышения качества работы организации, и, в рамках страны, топтание на месте всей экономики. Может быть, слишком масштабно я хватил. Ведь это всего лишь откат за лояльность.  Да нет. Десятилетия повсеместных откатов давно «убили» конкуренцию в стране, которая, как нам всем известно, является очень сильным двигателем не только торговли, но и разработок.

Таким способом формирования лояльности клиента грешат все ИТ компании, и крупные и мелкие, старые и молодые. А что же заказчик? Вы думаете только в госорганизациях «осваивают» бюджет таким образом. К сожалению, нет. Как ни странно, часто в ущерб эффективности принимаются решения в пользу того или иного поставщика и в коммерческих компаниях. И здесь берут мзду за «лояльность». Думаю, что в этих компаниях руководство не знает все о причинах выбора того или иного поставщика. Им, конечно, объясняют, но они все равно не знают. Уж очень легко в ИТ «надуть щеки» специалисту и склонить чашу весов в нужную сторону. Бывают случаи, когда начальство выбрало одного продавца, а ИТ менеджеры буквально «заваливают» его решение при тестовых испытаниях, потому, что у них уже есть «любимый» поставщик. И кто победит в этой скрытой борьбе еще не известно. Скорее всего, не интересы организации, направленные на повышение качества работы со своими клиентами. Т.е. не мы с вами.

И что же делать в этой ситуации? Как справедливо было отмечено в докладе «О стратегических направлениях развития ИТ-индустрии в России», нужно обеспечивать открытость и честность тендеров. И, я бы добавил, нужна ответственность перед заказчиком за эффективность внедренного решения. В государственном секторе, который должен стать локомотивом для ИТ отрасли, это особенно важно. Ответственность обязательно должны нести две стороны – поставщик и группа, принявшая решение о выборе этого поставщика. В первую очередь, экономическую. Но, я не исключаю и уголовную. Безответственность порождает вседозволенность. Об этом мы с вами знаем не только на примере событий в ИТ индустрии.

 

Игорь Жовтюк

НП «СОДЕЙСТВИЕ»