Другие новости
Аналитика доходности ASIC-майнеров и динамики BTC за сентябрь 2025 года
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Екатерина Кошкарова: «Рынок веб-аналитики будет только расти»
Мнения
Веб-маркетинг, поисковая оптимизация, продвижение продуктов и услуг и Интернет — всё это базируется на данных, полученных из веб-аналитики. Что изменилось в этой области за последние годы, появились ли новые инструменты и возможности? На наши вопросы отвечает Екатерина Кошкарова, разработчик Отдела систем управления мастер-данными РДТЕХ.
Что такое веб-аналитика? В каких областях она применяется?
Кратко понятие веб-аналитики можно охарактеризовать как сбор и анализ статистической информации о работе веб-ресурса и о его посетителях с целью оптимизации. Она применяется во всех областях деятельности человека, поскольку в современном мире представление информации осуществляется посредством веб-ресурсов.
В наши дни практически ни одна компания не обходится без собственного веб-сайта. Причем это уже не просто визитная карточка организации, но также мощное оружие в конкурентной борьбе – борьбе за количество посетителей сайта, которое напрямую связано с количеством потенциальных покупателей продукции.
Какие существуют инструменты для веб-аналитики? Как изменились подходы к веб-аналитике за последние несколько лет?
Ассортимент инструментов для веб-аналитики очень широк и постоянно пополняется новыми продуктами. Лидерами по популярности среди бесплатных сервисов, бесспорно, являются решения Google Analytics и Yandex Метрика – среди российских компаний. В последнее время начали набирать популярность также продукты Clicky, KISSmetrics, ClickTale.
Основным критерием для классификации инструментов веб-аналитики служат способы получения и хранения статистической информации о посетителях веб-ресурса. Например, Google Analytics и Yandex Метрика отслеживают посещения путем установки на страницах веб-ресурса JavaScript-кода отслеживания, статистические данные они хранят на собственных серверах. Такой подход позволяет собрать информацию о посетителе и детализировать его действия с последующим формированием различных отчетов, но не оценить производительность приложения и диагностировать его сбои. Возникает вопрос: а нужна ли эта оценка и диагностика?
За последние 10 лет изменилось само понятие сайта: если раньше он представлял собой просто набор страниц, созданный для ознакомления с какой-либо услугой, то теперь многие сайты являются полноценными веб-приложениями, в основе которых лежат сложные программные комплексы, реализующие большое количество алгоритмов (поисковых, рекомендующих и т.п.). Примером могут служить такие ресурсы как Facebook, Amazon или Instagram. В связи с этой тенденцией важным становится не только отслеживание количества посетителей и наиболее популярных страниц, но и решение проблем, связанных со снижением производительности приложения. Одним из инструментов, предоставляющих такую возможность, является Oracle Real User Experience Insight (Oracle RUEI).
Расскажите, пожалуйста, о решениях, которые предлагает РДТЕХ в этой области.
Компания РДТЕХ – одна из немногих в России – предлагает полный комплекс услуг по установке, настройке и поддержке Oracle RUEI. Одна из самых распространенных ошибок многих клиентов, связанных с использованием продуктов веб-аналитики – уверенность в том, что достаточно только собрать информацию по посещаемости и производительности веб-ресурса, как все их проблемы решатся сами собой. Нужно помнить, что любой аналитический инструмент – это только инструмент сбора данных и, как в случае с Oracle RUEI, моделирования поведения веб-ресурса. Конечные решения по оптимизации и повышению производительности ресурса принимаются людьми – после анализа данных, полученных из сервисов веб-аналитики в виде отчетов.
Можно привести пару примеров, когда такой анализ приходил на помощь бизнесу. Например, некоторое время назад Oracle RUEI помог компании-производителю навигаторов Garmin установить причину катастрофического увеличения времени отклика их интернет-магазина: причиной являлась предрождественская маркетинговая кампания, породившая наплыв покупателей в интернет-магазин, который технически не был готов к такому количеству пользователей. Часто причина преждевременного покидания пользователем сайта кроется в непродуманном дизайне. Например, сайты части западных компаний, основным цветом которых был белый, неожиданно оказались непопулярными в мусульманских странах: белый цвет в них является траурным.
Консультанты компании РДТЕХ обладают компетенцией, достаточной не только для формирования отчетов с помощью Oracle RUEI, но и для выработки рекомендаций по оптимизации веб-приложений, адресованных как маркетологам, так и техническим специалистам.
Не могли бы Вы описать работу Oracle Real User Experience Insight? Каким компаниям лучше всего подходит данный инструмент?
По своей сути Oracle RUEI является ничем иным как сниффером – анализатором сетевого трафика. Таким образом, это решение не ограничивается данными, полученными с помощью кодов отслеживания, а оперирует всем трафиком приложения, консолидируя в себе данные не только по посещаемости ресурса, но и по его производительности на всех уровнях: время загрузки компонентов, время проведения транзакции, время отклика, диагностика сбоев в работе приложения. Из самых полезных свойств Oracle RUEI можно выделить возможность прогнозирования критичных ситуаций, генерацию синтетической производительности и ее сравнение с реальной, возможность воспроизведения сессии пользователя, а также, что особо заинтересует владельцев Интернет-магазинов, отслеживание процесса поиска товаров, добавления товаров в корзину и фиксирование оплаты в электронном магазине.
Все собранные или сгенерированные данные могут быть взяты в качестве основы для отчетов, в том числе KPI. Являясь системой пассивного мониторинга, Oracle RUEI не требует никаких модификаций веб-приложения. Все данные хранятся на сервере владельца веб-ресурса. Кстати, функционал Oracle RUEI покрывает собой также и весь функционал бесплатных сервисов веб-аналитики: отслеживание просмотров страниц, настройка воронок продаж, определение местоположения пользователя и т.д. Из всего сказанного можно сделать вывод, что Oracle RUEI представляет собой инструмент веб-аналитики, ориентированный не только на аналитиков и маркетологов, но и на технических специалистов, в первую очередь – на службу технической поддержки.
Данное решение предназначено в основном для клиентов, прибыль которых напрямую зависит от производительности их веб-ресурсов; в первую очередь это – интернет-магазины: увеличение времени отклика сайта интернет-магазина даже на одну секунду может лишить его большого количества покупателей. По аналогичным причинам потенциальными клиентами также являются банки и телекоммуникационные компании. Внедрение Oracle RUEI успешно прошло в Shandong Mobile – дочерней компании китайского телекоммуникационного гиганта China Mobile, KPN – крупнейшей телекоммуникационной компании Голландии, в банке ING.
Приведите примеры успешно реализованных вами проектов.
Нами уже создан пилотный проект в крупной нефтехимической компании, также ведутся переговоры о внедрении Oracle RUEI еще с несколькими российскими компаниями.
Как Вы оцениваете динамику развития рынка веб-аналитики в России и во всем мире?
Я думаю, что рынок веб-аналитики будет только расти, и это касается не только России, но и всего мира. В первую очередь это связано с осознанием Бизнесом того факта, что из статистических данных можно получить ценнейшую информацию, которая может помочь повысить прибыль. В последние годы популярность набирает новая специальность – Data scientist (от англ. Data science – наука о данных), находящаяся на стыке ИТ, статистики и математики. Весь смысл деятельности специалистов в этой области заключается в сборе данных, их анализе с применением статистических и математических методов и в формировании каких-либо выводов, предсказаний и рекомендаций.
Довольно наглядным примером применения науки о данных в реальной жизни является предсказание волнений в Турции в конце мая 2013 года, сделанное американскими учеными на основе анализа записей в «Твиттере». В этом конкретном случае Twitter стал источником данных для анализа; таким же источником могут являться и являются инструменты веб-аналитики. Поэтому, на мой взгляд, рынок таких решений будет расти прямо пропорционально осознанию людьми необходимости получать из данных максимальную выгоду.
