USD 92.26 ЕВРО 99.71

Андрей Кутуков: “Седьмой Форум “Программные миры HP” — это дискуссии о взаимоотношениях бизнеса и ИТ

Мнения

Андрей Кутуков: “Седьмой Форум “Программные миры HP” - это дискуссии о взаимоотношениях бизнеса и ИТ

В рамках конференции «Программные миры HP» мы побеседовали с Андреем Кутуковым, директором департамента программных решений HP в России.

— Андрей, в чем нынешнее мероприятие HP отличается от Форумов прошлых лет? Какова основная тема встречи?

— В этом году мы несколько изменили формат, у нас были открытые дискуссии с участием наших заказчиков и партнеров, экспертов рынка. А основной темой форума в этом году мы выбрали взаимоотношения бизнеса и ИТ. Как сделать информационные технологии и системы более прозрачными и более понятными для бизнеса. Какие новые решения HP может предложить в этой сфере. Какие проблемы существуют во взаимоотношениях бизнеса и ИТ сегодня.

Кризис существенно изменил приоритеты и на мировом и на российском рынках. Сегодня компаниям для того, чтобы быть конкурентоспособными необходимо прежде всего быть инновационными. Инновации в бизнесе — это быстрая реакция на изменяющуюся рыночную ситуацию, борьба за устойчивость и конкурентоспособность. Успешность компании напрямую зависит от того как быстро и эффективно она может выводить новые продукты и услуги на рынок.

При этом мы все еще находимся в режиме строгой экономии, которая была введена в кризисное время. И в этом режиме к ИТ предъявляются повышенные требования, поскольку именно инвестиции в информационные системы традиционноне совсем прозрачны и не совсем понятны  для бизнеса.

Цель, которую мы преследовали, организуя седьмой Форум “Программные миры HP”  — объяснить, каким образом внедрение тех или иных бизнес-инициатив может помочь бизнесу в его успешном развитии, в том числе — в необходимых инновациях. Потому что именно ИТ является основным источником и основным двигателем инновационности.

С другой стороны, мы стремились объяснить бизнесу, почему не надо бояться инвестиций в ИТ, как сделать их контролируемыми и окупаемыми.

Один из участников наших сегодняшних дискуссий говорил, что через пять-десять лет растворятся четкие границы между понятиями “бизнес” и “иноформационные технологии”

 — это будет некая конвергентная структура, взаимосвязанная и неразделимая. Ведь уже сейчас очень немногие CIO размышляют сугубо в терминах информационных систем, а топ-менеджеры — только в рамках бизнес-понятий. Взаимодействие и взаимообусловленность постоянно усиливаются.

А если учитывать скорость развития “облачных” технологий , можно с уверенностью сказать, что проникновение ИТ-сервисов в деятельность частных лиц и компаний в скором времени всех нас переместит в общее информационное пространство,  “облако”, через которое можно будет подключаться к ИТ-услугам любого формата и уровня. Так что все, чем ИТ-директора будут заниматься в скором времени ограничится ИТ-инициативами.

— НР в большей степени воспринимается как поставщик инфраструктурных решений. Каким образом продвигается  портфель программных решений HP? Что сегодня является вашим флагманским продуктом? Какова конкуренция с другими поставщиками программных продуктов аналогичного масштаба?

— Хочу напомнить, что HP начал развитие своего портфеля программных решений достаточно давно  — уже более 20 лет разрабатываются и выпускаются на рынок уникальные программные решения для бизнес-задач. Хотя начинали мы, как вы правильно отметили, с решений, связанных с инфраструктурой. Это решения и в области мониторинга инфраструктуры, и в области управления инфраструктурой. Затем очень активно (и я хочу отметить — компания HP стала пионером этого движения) — мы взялись за автоматизацию эксплуатационных процессов в ИТ, то, что называется ITIL/ITSM. И фактически 13 лет назад мы создали этот рынок в России: своими решениями, своими консалтинговыми услугами и высоким уровнем экспертизы. Можно с уверенностью сказать, что на протяжении прошедших лет мы этой инициативы так и не выпустили из рук. Мы всегда были лидером этого сегмента российского ИТ- рынка.

При этом мы активно участвуем в разработке библиотеки ITIL, предлагающей лучшие примеры ИТ-внедрений и ИТ-процессов. Поэтому то, что мы сегодня больше концентрируемся на решениях для бизнеса —  логичное продолжение того, что мы делали на всем протяжении своего существования.

— Насколько успешное развитие программных решений HP связано с политикой компании в области приобретения уже готовых компаний-разработчиков?

— HP всегда развивалась как на базе собственных разработок, так и за счет поглощений — за последние 5-6лет мы инвестировали более 7 млрд долларов  в приобретения компаний в области разработки  программного обеспечения.  Только в течение  последних двух недель мы объявили еще о трех поглощениях, 2 из которых  HP уже завершила, 1 планируется  в ближайшее время.

Поэтому то направление, в котором развивается НР оптимально соответствует основным рыночным тенденциям и мы всегда можем давать быстрый и высококачественный результат в виде новых сервисов и новых программных решений.

— Как на ваш взгляд, экономический кризис повлиял на отношения бизнеса к ИТ-технологиям? Насколько картина изменилась на сегодняшний день?

Во время бурного роста российского рынка, крупные компании не обращали пристального внимания на оборачиваемость и контролируемость инвестиций, направленных на модернизацию ИТ-систем.  Компании стремились быстрее развить свою ИТ-инфраструктуру и не задумывались о ее оптимизации. Сегодня ситуация прямо противоположная, так как кризис остановил процессы бесконтрольного финансирования. И в момент кризиса первые издержки, которые были подвергнуты пересмотру — это были именно эксплуатационные издержки.

Что мы видим сегодня? Бизнес, безусловно, готов инвестировать в ИТ, но делает это взвешенно и экономно, просчитывая сроки и объем возврата инвестиций. Бизнес хочет понимать, дают ему эти инвестиции. Поэтому особое внимание уделяется тем проектам, которые влияют на успешную реализацию бизнес-инициатив.

Для отраслей, которые полностью построены на ИТ, например, телеком или финансовый рынок,  любая инвестиция в ИТ — это инвестиция напрямую в развитие бизнеса. Вы не можете внедрять платежи через интернет,  выпускать новые виды карточек или предоставлять новые каналы доставки ваших продуктов без  надежных и продуктивных информационных систем. Потому что все меньше и меньше людей хотят ходить в банк и все больше людей хотят получать услуги качественно, быстро и желательно, не выходя из дома.

Есть немало областей, где связи не так очевидны. Однако для абсолютно всех предприятий, в любой сфере экономики  понятие “развитие бизнеса” в настоящее время тесно связано с модернизацией используемых ИТ-систем.

Это не надо доказывать. Надо просто научить рынок в целом говорить об ИТ на языке бизнеса, то есть на языке прибыли, денег. Чтобы компании, принимая ту или иную инициативу, могли оценить не только  размер инвестиций, но и прибыли, которую принесет вложение денег в информационные технологии.

— Не думаете ли вы, что стремление рынка к быстрой оборачиваемости вложенных в ИТ денег тормозит масштабные внедрения? Бизнес требует немедленной отдачи от инвестиций и отказывается от долгосрочных проектов.

— В принципе, российский рынок еще очень молодой и российская экономика также еще очень молодая. Он всегда неохотно шел на кардинальные, масштабные обновления и всегда стремился к быстрой оборачиваемости инвестиций, причем, желательно, с наибольшей маржинальностью. Но это далеко не оригинальный подход, он свойственен абсолютно любой молодой экономике. Я думаю, что абсолютно такая же картина была в 30-х годах в Соединенных штатах. Другое дело, мы развиваемся значительно быстрее, мы видим — как живет остальной мир и какими путями он развивался, поэтому  у нас есть возможность достичь результатов в более короткие сроки. Я согласен с тем, что многие долгосрочные проекты у нас рассматриваются как рискованные, а частые разговоры о том, что впереди вторая волна кризиса не упрощают ситуацию.

—  А по вашему мнению кризис уже окончательно закончился и нам не грозит повторение?

— Если бы я знал, окончательно он закончился или нет, я бы имел совершенно другой уровень дохода, как сказал сегодня один из наших спикеров. Хотя, если говорить откровенно, лично я не вижу никаких предпосылок для второй волны. Это мое персональное мнение.

Сейчас люди начали задумываться о будущем и поэтому наша экономика станет инновационной, более устойчивой к потрясениям. Мы не можем вечно строить экономику на продаже природных ресурсов, это ставит нас в прямую зависимость от кризисов любого масштаба и происхождения. Есть множество стран, в которых нет нефти, но экономика успешно растет — за счет использования интеллектуального потенциала. Например, тот же Израиль. Для них инновации — это ключевой фактор развития. Более 50% инвестиций  в стране, направлены в инновации. У HP в Израиле есть собственный центр разработки программных решений и недавно там проходила наша конференция. Мне было очень интересно узнать, что эта страна строит свою государственную политику именно вокруг высоких технологий. Что поразительно, израильское правительство на каждый доллар, инвестированный транснациональной ИТ-компанией в область высоких технологий, вкладывает еще один доллар от себя. И такой подход окупается!

На сегодняшний день  — и об этом свидетельствует пример «Сколково» — Россия уже подхватила и развивает идею экономического роста через инновации. Дело за реализацией. Для эффективной реализации нужен инструментарий, вот над этим мы и работаем.

— Что вы можете сказать на тему внедрения инновационных технологий в процессы хранения и обработки информации для таких предприятий, как крупные российские банки или телекоммуникационные компании?  Какие здесь возникают сложности и препятствия?

— Облачные технологии, если взглянуть на них глазами потребителя – всего лишь аутсорсинг ИТ-услуг. Однако, для крупных корпоративных заказчиков, работающих в стратегически важных областях экономики, использование облачных технологий иногда тормозится нормативными регулированиями и требованиями по информационной безопасности.

Если мы говорим о внедрении “облачных технологий” в практику финансового сектора,  следует учитывать, что, например, банковский документооборот регламентирован не только службами внутренней безопасности, но и Центробанком РФ, причем достаточно жестко. Далеко не все документы можно перевести в электронный вид.

Российские банки очень сильно зависят от бумажных носителей и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Если существует  законодательная директива, что эти конкретные бумаги должны жить в архиве не менее 50 лет,  придется ее выполнить. Другое дело, если процесс автоматизации проходит вместе с выполнением надзорных требований по сохранению архивов. Например, крупные финансовые организации запускают параллельную электронную систему (в том числе – и в корпоративном “облаке”),   которая позволяет хранить архивы в соответствии с политиками регулирующих органов и вместе с тем, значительно облегчает работу с информацией. Об этих решениях, разработанных HP, как раз и велся разговор на нынешнем Форуме.

 

— Есть ли у НР решения для создания “облачных” структур для компаний SMB-сектора и крупного бизнеса?

HP с недавних пор начал предлагать масштабируемые решения уровня “бизнес в коробке”, используя которые можно создавать автономную облачную инфраструктуру для компаний практически любого размера. Ведь, что такое “облако” с технологической точки зрения? Это виртуализация всего и вся. К примеру, потребители облачных сервисов — пользователи электронной почты на Гугле или Яндексе. 

Консолидация всего  пула информационных ресурсов и управление имеющимися вычислительными мощностями — та технологическая составляющая, которая кроется за термином “облачные технологии”.

В области программного обеспечения для создания “облачных” структур НР предпринимает самые серьезные шаги для того, чтобы наши системы управления и мониторинга обеспечивали тот же уровень эффективности управления облачными средами, что предлагается традиционной ИТ-инфраструктурой — с точки зрения  надежности, выявления и устранения проблем и безопасного хранения информации. И это – одна из наиболее весомых составляющих преимущества наших технологий.