USD 65.59 ЕВРО 75.18

Александр Ермаков: «Рынок автоматизации бухгалтерской отчетности в России только начал развиваться»

Мнения

Александр Ермаков: «Рынок автоматизации бухгалтерской отчетности в России только начал развиваться»

Требования к бухгалтерской отчетности в России отличаются от общемировых стандартов, поэтому работа с финансистами с точки зрения автоматизации – дело нетривиальное. Мы беседует об этом с руководителем направления ERP-систем компании Avenir Александром Ермаковым.

— Как давно Ваша компания начала работать на рынке России?

Компания была основана в 1998 году в Москве Йоном Хелльвигом, для оказания
консалтинговых услуг организациям, выходящим на российский рынок. Изначально
работа велась по 3 направлениям: юридические услуги, аутсорсинг финансового
администрирования и подбор высококвалифицированных кадров.

Позднее к этим направлениям присоединилось ИТ подразделение, которое
консультировало заказчиков в области финансового администрирования. Первый офис
был открыт в столице, затем появились представительства в Санкт-Петербурге,
Твери и Хельсинки.

— Расскажите об основном направлении работы
компании?

Главная задача группы компаний Avenir – помочь «дочкам» международных
компаний уверенно чувствовать себя на российском рынке. У нас работают юристы,
бухгалтера, маркетологи, технические специалисты, которые готовы содействовать
развитию и росту заказчика.

Основа деятельности Avenir IT Solutions – системная интеграция.
Специализация – финансовое администрирование. Мы внедряем ERP-системы (как
российские – 1С, так и глобальные Microsoft Dynamics NAV) и добиваемся полного
их соответствия требованиям российского законодательства, проводим аудит
бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры. Работа начинается с детального
исследования деятельности заказчика. Только после этого команда приступает к
решению поставленной задачи.

ИТ-специалисты Avenir отлично разбираются в бухгалтерском и управленческом
учете – фактически говорят с клиентом на одном языке. Мы стремимся предложить
нашим клиентам наиболее подходящие решения, поэтому разработали уникальные
механизмы автоматизации подготовки отчетности по МСФО и автоматизированные
решения в области работы с дебиторской задолженностью, которые применяются в
различных системах планирования ресурсов предприятия.

— Кто основные потребители этих продуктов (APM,
IRFS reporter)? Только подразделения международных
компаний?

Перед тем, как рассказать о целевом сегменте этих продуктов, стоит вкратце
объяснить, чем же они хороши и какие именно функции выполняют.

Avenir Purchase Manager — решение, которое позволяет автоматизировать
обработку заказов, входящих счетов. Это достигается за счет отказа от ручной
работы и прозрачности управления финансовыми потоками.

IFRS reporter — продукт, позволяющий предоставлять финансовую отчетность в
формате, необходимом заказчику (это может быть как европейский стандарт
отчетности, так и внутрикорпоративный стандарт), и автоматизирующий процесс
подготовки этой отчетности.

Эти решения работают в связке, поскольку адаптируют стандарты российского
учета к стандартам европейского.

Например, если на российское предприятие пришел счет, то его могут не
оплачивать какое-то время, но считается, что задолженности еще нет. Если же
европейское предприятие получило счет, то уже в момент получения считается, что
есть задолженность перед отправителем. APM контролирует эти задолженности, а
IFRS Reporter адаптирует проведение счетов согласно европейским стандартам.

Поэтому эти решения требуются и иностранным компаниям, работающим в России,
так и российским организациям, стремящихся соответствовать международным
стандартам в области представления финансовой информации (например, для
привлечения инвестиций).

— Как и в чем измеряется повышение эффективности бизнеса?

Avenir Purchase Manager повышает эффективность финансового управления и
позволяет напрямую снизить расходы и сокращает налоговые выплаты.

Эффективное управления закупками – это приобретение нужной продукции по
правильной цене. Кроме того, благодаря контролю, все документы, необходимые для
налоговых выплат, подготавливаются вовремя, что помогает контролировать объемы
налоговых выплат.

С практической точки зрения внедрение этих продуктов означает экономию на
зарплате, причем не рядовых бухгалтеров, а на зарплате высококвалифицированных
специалистов. Т.е. если для получения данных отчетов вместо 10 специалистов
понадобится 4, то данное решение значительно сократит размер фонда заработной
платы.

Этот инструмент устраняет ошибки, которые могут возникать при ручном вводе.
Также, он дает возможность интеграции с другими системами и экспортирует данные
из системы бухгалтерского учета в любую ERP систему в требуемом формате.
Система поддерживает описание правил создания управленческой отчётности, чем
обеспечивает автоматизацию (что экономит время и сокращает количество ошибок).
В общем случае мы говорим о синергетическом эффекте от внедрения подобных
продуктов. Он позволяет снизить издержки связанные с этим процессом, в 3, а в
некотором случае  -в 5-7 раз.

-Какова трудоемкость таких проектов?  Какие примерно у них
бюджеты?

С технической точки зрения такие проекты не представляют особенной
сложности, поскольку продукты являются практически «коробочными» (то есть
готовыми к установке).

В любом случае потребуются вложения, связанные с настройкой системы для
конкретного заказчика, а так же на обучение сотрудников, но данные инвестиции
будут незначительными. Фактически, это примерно месячный суммарный объём
заработной платы финансового отдела. Закупать дополнительное оборудование или
модернизировать инфраструктуру не потребуется.

В случае, если внедрение наших продуктов происходит на крупном предприятии,
то большую часть времени консультанты потратят на согласование того, как
продукты будут работать в рамках всей компании. Будет учитываться количество
отделов, связь между ними и координация их совместной работы.

— Какие перспективы этого рынка в России? Сильно ли он пострадал во время
последнего кризиса?

Планируется, что к 2012 году все публичные компании Российской Федерации
должны полностью перейти на МСФО. Уже сейчас почти половина ведущих организаций
в РФ отчитывается именно по этому стандарту.

Поэтому можно сделать вывод, что в будущем рынок продуктов, обеспечивающих
автоматизацию и бухгалтерскую отчетность в международном формате, будет активно
развиваться. Кроме того, в нашей стране увеличивается число компаний, которые
отчитываются именно по МСФО, поскольку они либо являются представительствами
иностранных организаций, либо стремятся к работе с европейскими
партнерами/инвесторами.

Период экономического спада, по сути, стимулировал рост рынка, ведь в таких
сложных условиях ужесточился контроль со стороны иностранных компаний по
отношению к их российским представителям. Но на данный момент этот рынок в РФ
фактически все еще в вакууме. Его необходимо заполнять качественными и
надежными продуктами.