USD 62.91 ЕВРО 71.6

Цифровая логистика – реальность или будущее?

Технологии

Сегодня все больше транспортных компаний использует различные цифровые продукты, практически полностью перестраивая модели своего бизнеса. В чем преимущество от инноваций?

Цифровизация как масштабное и, по сути, повсеместное явление мировой экономики меняет не только базовые связи между грузоперевозчиками и грузоотправителями, но и порождает массу новых трендов, ранее неизвестных логистической российской отрасли. Так, в прошлое уходит собственная логистика: иметь собственный автопарк и тратиться на содержание собственной складской сети становится невыгодно. Объемы поставок от ритейлеров, соответственно, сокращаются, а их частота – напротив, увеличивается.

По данным агентства M.A.Research, уровень аутсорсинга автоперевозок в России составляет менее 30% по тоннажу, а по стоимости перевозки собственным транспортом компаний сопоставимы с коммерческим сегментом. При этом обращение к услугам 3PLпозволяет снизить затраты на логистику до 30%.

Благодаря цифровизации происходит консолидация рынка вокруг крупных игроков, которые имеют средства и возможности инвестировать в перспективные и наиболее эффективные инновационные продукты. Так, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Борис Рыбак считает, что уже через 5 лет исчезнет порядка половины компаний-участников российского автотранспортного рынка.

 «Уже сегодня наблюдается качественный отрыв лидеров отрасли, вкладывающихся в цифровизацию. Развитие таких компаний идет быстрее, чем остальных игроков», — согласен генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Крупные грузоперевозчики уже сегодня пользуются такими продуктами, как «умная» система управления складом WMS (Warehouse Management System), система управления автопарком TMS (Transport Management System), онлайн-сервисы для клиентов. При этом потенциал к технологическому развитию отрасли еще далеко не исчерпан. Препятствием для внедрения становится стоимость решений.

«Малые и средние компании с той или иной эффективностью внедряют апробированные технологии, однако, часть решений все еще остается недоступной из-за дороговизны», — говорит Фарид Мадани.

Несмотря на ощутимые объемы инвестиций в цифровизацию, выгода от этого процесса – очевидна. Так, внедрение TMS в ГК «Деловые Линии» позволило снизить опоздания транспорта до 1%, складские и операционные затраты на 15%, транспортные расходы — на 10%. Автоматизация управления складом (WMS) дала увеличение пропускной способности складов на 25% и сократила на 35% время обработки грузов.

В контексте цифровизации многие говорят о близкой перспективе внедрения беспилотников. Однако логистические эксперты не столь оптимистичны в прогнозах: в контексте России об этом говорить пока рано, до появления необходимой инфраструктуры и правовой базы.