USD 65.99 ЕВРО 74.9

КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК создает систему бизнес-анализа на платформе Microsoft SQL Server

Технологии

Централизованная система бизнес-анализа стала для банка источником оперативной и достоверной информации. С помощью 250 готовых отчетов пользователи системы — аналитики, менеджеры, руководители филиалов и отделений — изучают данные за любой период и в самых разных разрезах, что позволяет им глубже понимать суть новых рыночных тенденций, выявлять потенциальные нарушения (фрод), управлять деятельностью филиалов и подразделений, планировать стратегию развития.
Единая и целостная логическая модель данных позволяет четко зафиксировать значение каждого показателя, что помогает различным подразделениям лучше взаимодействовать между собой.
Ежедневно через корпоративный портал к отчетам обращаются около 200 пользователей.

О компании

ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» работает на российском рынке более 15 лет. Банк оказывает широкий спектр услуг по корпоративному и потребительскому кредитованию, управлению денежными средствами, обслуживанию пластиковых карт (в том числе в сотрудничестве с крупнейшими российскими торговыми сетями).
 
В настоящее время более 5000 высококвалифицированных специалистов банка обслуживают свыше 1500 корпоративных клиентов, 10 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, 3 млн физических лиц.
 
В его филиальную сеть входят более 120 отделений, более 800 банкоматов и 11500 точек продаж, расположенных в Москве и в более чем 50 городах крупнейших регионов России, которые находятся в 7 часовых зонах.
 
ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» является частью международной финансовой Группы FIBA.

Ситуация

Развитие направления банковской розницы требует глубокого и всестороннего изучения клиентской базы и совершаемых клиентами операций. Для понимания происходящих процессов, выявления закономерностей и построения прогнозов необходимы эффективные инструменты бизнес-анализа. Первоначально сотрудники банка довольствовались возможностями приложения Microsoft Excel, а для загрузки и первичной обработки данных, поступающих из транзакционных систем, применялся Microsoft Access. Пользователи имели доступ лишь к данным за последний месяц или сводным таблицам за последний год, они не могли изучать детали отдельных транзакций и собирать развернутую статистику. Эти ограничения не позволяли выявлять долгосрочные тенденции и строить точные прогнозы, необходимые для управления портфелем банковских услуг. К тому же рост числа клиентов и активное развитие нового бизнес-направления по обслуживанию пластиковых карт привели к существенному увеличению объемов информации — количество записей стало измеряться миллионами. Прежние инструменты — обычные офисные приложения — уже не справлялись с возросшими вычислительными нагрузками и не позволяли эффективно заниматься анализом данных. Руководство банка поручило своим ИТ-специалистам разработать полноценное аналитическое решение. Основой для BI-системы стала платформа Microsoft SQL Server.

Решение

Первоначально возможности Microsoft SQL Server 2005 использовались лишь для ускорения обработки данных в Access. В 2008 году банк ввел в эксплуатацию первую версию BI-системы на платформе SQL Server, которая позволяла формировать набор отчетов по розничному направлению для выгрузки в Excel и рассылки сотрудникам, нуждающимся в этой информации. Наиболее востребованными были ежедневные отчеты по выданным кредитам, по операциям в отделениях и офисах банка, по выдаче кредитных карт, по депозитам и счетам, а также ежемесячный отчет по качеству кредитного портфеля (для оценки дефолтности в различных разрезах). По мере того как ИТ-специалисты банка совершенствовали навыки работы с SQL Server, они все более полно задействовали преимущества платформы. Постепенно удобный интерфейс и функциональные возможности Reporting Services позволили почти полностью отказаться от электронных таблиц в пользу среды SQL Server.

Следующим шагом в развитии BI-решения стало внедрение OLAP-инструментария, позволившим проводить комплексный многомерный анализ данных. Ежесуточно сведения, поступающие из транзакционных систем, загружаются в хранилище SQL Server и на их основе формируются OLAP-кубы. В качестве источников данных используются различные банковские системы, работающие как на платформе SQL Server, так и при поддержке СУБД других производителей: процессинговая система, приложение для формирования финансовой отчетности для Банка России, система для ведения внутреннего учета на платформе Diasoft и другие. Пользователям доступны для анализа все данные за последние десять лет вплоть до информации за предыдущие сутки.
Большинство пользователей изучают данные при помощи готовых отчетов — внутренний портал, где они опубликованы, реализован средствами Reporting Services. Группа аналитиков (около 40 человек, по 1-2 сотрудника от каждого подразделения) работают непосредственно с OLAP-кубами, на уровне сводной или детальной информации, в зависимости от предоставленного им доступа. Именно эти пользователи выступают в качестве «проводников» BI в своих подразделениях и одновременно являются заказчиками на разработку новых кубов и отчетов. На регулярно организуемых корпоративных тренингах они знакомятся с новыми возможностями системы и высказывают пожелания по ее развитию.

Разработка кубов и отчетов выполняется в среде Business Intelligence Development Studio, а задачи по загрузке и предварительной обработке данных автоматизированы средствами Integration Services. Управление доступом к данным осуществляется на основе ролей, которые настраиваются и присваиваются пользователям с помощью Active Directory, интегрированного с SQL Server.
 
После завершения в 2010 году миграции на версию платформы Microsoft SQL Server 2008 R2 Enterprise Edition стали доступны новые функциональные возможности, в том числе PowerPivot — с ее помощью аналитики, работающие в различных бизнес-подразделениях, совмещают данные из OLAP-кубов и локальных источников.

Сегодня BI-решение развернуто на двух виртуальных машинах под управлением Microsoft Windows Server 2008 R2 с ролью Hyper-V. На одной из них (занимает 12 Гбайт оперативной памяти и 1,5 Тбайт жесткого диска) SQL Server используется как хранилище данных и выполняет операции по загрузке и первичной обработке информации. На второй (48 Гбайт оперативной памяти и 200 Гбайт жесткого диска) выполняются работы по бизнес-анализу с использованием служб Reporting Services и Analysis Services.
Существующая схема аналитического решения

«Система бизнес-анализа, созданная для обслуживания розничного направления, оказалась очень востребованной и сотрудниками, и руководством. Быстро формируемые понятные и наглядные отчеты, содержащие самые свежие данные и к тому же охватывающие больший исторический период, практически полностью избавили от необходимости проводить расчеты в Excel. Но главное, система стала источником ”единой версии правды”: она обеспечивает соблюдение единой методологии при расчете основных показателей и помогает представлять данные в форме, понятной бизнесу и не допускающей разночтений. Руководство банка оценило преимущества, которые дает столь качественная и удобная аналитика, и приняло решение о тиражировании системы на другие бизнес-направления — для обслуживания корпоративных клиентов, сегмента СМБ и пластиковых карт», — комментирует итоги проекта Михаил Касрадзе-Панасьян.

Преимущества

Централизованная система бизнес-анализа стала для «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКА» источником оперативной и достоверной информации. Специалисты аналитического департамента поддерживают исчерпывающее и актуальное описание всех OLAP-кубов, их мер и измерений. Это позволило сформировать целостную логическую модель данных, которая обновляется и расширяется в зависимости от потребностей бизнеса. Благодаря такой модели пользователи BI-системы получили возможность анализировать данные за любой период и в самых разных разрезах: от региона и города до конкретного пользователя, выдавшего/одобрившего кредит или совершившего операцию. Единая модель данных позволяет правильно понимать значение каждого показателя, что помогает им избегать многих ошибок при анализе текущей ситуации и составлении прогнозов.

Разработчики создали около 250 готовых отчетов: о выдаче и погашении кредитов клиентами банка (физическими и юридическими лицами), продаже различных видов банковских услуг, о продуктивности работы сотрудников, финансовых и операционных показателях по филиалам или направлениям бизнеса. Опираясь на представленные в них данные, руководство банка контролирует эффективность принимаемых решений, отслеживает реакцию рынка на новые банковские продукты, получает наглядное представление о развитии отдельных направлений бизнеса.
 
«Ежедневно через корпоративный портал к отчетам обращаются около 200 пользователей — аналитиков, менеджеров, руководителей филиалов и отделений. Теперь они могут глубже понимать суть новых рыночных тенденций, выявлять проблемные случаи и потенциальные нарушения (фрод), осуществлять расчеты с организациями по выданным кредитам, управлять деятельностью подразделений, планировать развитие, и многое другое. На базе показателей эффективности работы подразделений и отдельных сотрудников строится система мотивации и бонусов, формулируются бизнес-цели на следующий месяц», — рассказывает Алексей Личенко, начальник департамента аналитики и стратегического планирования ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК»

Перспективы

Банк намерен продолжить развитие системы бизнес-анализа: чтобы успешно управлять всеми направлениями банковского бизнеса, руководство планирует осуществить масштабирование решения и внедрить его в остальных подразделениях.
В ближайшие полгода по заказу отдела маркетинга на основе SQL Server будет создано специализированное хранилище неперсонифицированных данных, поступающих из процессинговой системы карточного бизнеса. Их анализ поможет изучать поведение клиентов, профилировать клиентскую базу, разрабатывать маркетинговые кампании и развивать кросс-продажи.
 
В течение года предполагается осуществить миграцию на новую версию Microsoft SQL Server 2012, что позволит освоить средства динамической визуализации данных. В частности, сформированные с помощью PowerPivot наглядные интерактивные отчеты облегчат принятие ответственных управленческих решений. Для удобства ведения совместной работы планируется развернуть на платформе SharePoint портал, где будут размещены графические панели, отображающие в виде индикаторов текущее состояние ключевых показателей бизнеса. Появятся средства для формирования преднастроенных отчетов и рассылки различным группам пользователей. Запланированы к внедрению новые инструменты для повышения качества (data quality) и глубокого анализа данных (data mining). Кроме того, будет улучшена отказоустойчивость решения за счет применения технологии AlwaysOn.

Программное обеспечение

    Microsoft SQL Server 2008 R2
    Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise SP1